15 БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Рис. 68 Разрез головки цилиндров с расположени-
ем направляющих втулок выпускных клапанов (А) и
впускных клапанов (В). Размер "X" определяет
установочную высоту направляющих втулок.
Размер "X" направляющих втулок выпускных кла-
панов = 21,3 мм
Размер "X" направляющих втулок впускных клапа-
нов
= 31,5
мм
Рис. 69 Контроль перекоса поверхности головки
цилиндров. В месте, указанном стрелой, вставлять
щуп.
Рис. 70 Контроль биения распределительного вала.
Л
Г
Рис. 71 Крепление двигателя с передней стороны
двигателя.
1 Гайка, 55 нм
2 Болты,50 нм
• Установить стрелочный индикатор на стойке с
верхней стороны головки цилиндров и выдавливать
клапан из отверстия до гех пор, пока конец стерж-
ня клапана не встанет за под лицо с направляющей
втулкой с другой стороны головки цилиндров.
• Покачать головку клапана с верхней стороны в
разные стороны
и
снимать показания со шкалы стре-
лочного индикатора. Если показание шкалы превы-
шает 1,0 — 1,2.мм, чаще всего требуется замена на-
правляющей втулки.
• До замены направляющей втулки проконтроли-
ровать общее состояние головки цилиндров. Голов-
ки цилиндров, имеющие небольшие трещины меж-
ду седлами клапанов, могут продолжать использо-
ваться и расшлифовываться при условии, что тре-
щины не очень большие.
• Для замены направляющей втулки выпрессовать
старую направляющую втулку с помощью соответ-
ствующего стержня. Для того, чтобы суметь выбить
направляющую втулку клапана, головка цилиндров
должна быть разогрета в горячей воде. Перед вы-
прессовыванием направляющей втулки измерить
размер выступа втулок с верхней стороны головки
цилиндров. На стержне, используемом для выпрес-
совывания направляющих втулок, необходимо про-
точить шейку под внутренний диаметр направляю-
щей втулки.
• При замене направляющих втулок необходима
одновременная замена клапанов. При этом требу-
ется обработка седел клапанов. Имеются направ-
ляющие втулки повышенного размера и в соответ-
ствии с этим необходимо развернуть приемные от-
верстия в цилиндрах.
• Хорошо смазать новые направляющие втулки мо-
торным маслом и запрессовать в головку цилинд-
ров так, чтобы размер "X" на рисунке 68 имел задан-
ную величину
для
впускных
и
выпускных клапанов. На
рисунке
видно также
наклонное расположение направ-
ляющих втулок, то есть для запрессовывания втулок
необходимо наклонять головку цилиндров, подло-
жив под нее подкладку с одной стороны.
• После запрессовки довести размер диаметра до
8,02 мм
+
0,022 мм. Этим достигается необходимый
зазор стержней клапанов.
При замене направляющей втулки необходимо
дофрезеровать седло клапана. Заменяются сразу все
направляющие втулки и клапана.
Головка цилиндров
Тщательно очистить прилегающие поверхности
головки и блока цилиндров и проконтролировать
отсутствие перекоса головки цилиндров. Для этого
накладывать на головку цилиндров измерительную
линейку и измерять щупами зазор между линейкой
и поверхностью головки вдоль, поперек и по диа-
гонали. Если можно ввести
щуп
толщиной более, чем
0,10
мм,
необходимо фрезерование головки цилинд-
ров. При значительных зазорах необходима заме-
на головки цилиндров.
Фрезерование головки цилиндров возможно,
пока высота головки после обработки составляет не
менее 92,10 мм.
Распределительный вал
Распределительный вал одинаков на всех двига-
телях. Распределительный вал крепится к блоку
цилиндров удерживающей пластиной. Пластина
входит в канавку на распределительным валу
и
тем
самым предотвращает его смещение.
Для снятия распределительного вала вытащить
плоскогубцами пружинную шайбу
и
отвернуть удер-
живающую пластину. Распределительный вал вытас-
кивать осторожно, не ударяя кулачками или шейка-
ми вала по втулкам подшипников.
Установить распределительный вал концевыми
шейками на призмы, как показано на рисунке
70,
или
зажать вал в центрах токарного станка и приставить
к стрелочный индикатор к средней шейке вала. Мед-
ленно поворачивать распределительный вал и счи-
тывать показания по шкале стрелочного индикато-
ра. Если результат измерений превышает значение
0,01 мм, вал погнут и требует замены.
Проверить шейки вала на отсутствие видимых
повреждений. Если таковые обнаруживаются, даль-
нейшие работы можно не производить.
Для измерения осевого люфта распределитель-
ного вала поставить в блок цилиндров и закрепить
удерживающей пластиной. Приставить
к
торцу вала
стрелочный индикатор и перемещать распредели-
тельный вал в обе стороны в осевом направлении.
Рели люфт превышает значение 0,14
мм,
то имеется
износ удерживающей пластины и ее следует заме-
нить. В худшем случае может быть изношен фланец
распределительного вала. Это означает, что необ-
ходимо тщательно исследовать все детали, чтобы не
заменять напрасно распределительный вал.
2^4.3. СБОРКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ~
При замене головки цилиндров распределитель
зажигания, выпускной коллектор, свечи зажигания,
температурный выключатель
и
т.д. переставляются
со старой головки цилиндров на новую. Тщательно
очистить все дет?
п
и, а все подвижные детали хоро-
шо смазать моторным маслом.
• Вставить клапана в
их
направляющие втулки. Если
производилась механическая обработка седел кла-
панов, они должны устанавливаться в соответствую-
щие втулки. То же относится к клапанам, бывшим в
употреблении, которые должны устанавливаться на
прежние места.
• Поставить на каждую направляющую втулку но-
вые уплотняющие кольца стержней клапанов.
• Вставить клапана (хорошо смазанные моторным
маслом) в головку цилиндров с нижней стороны и
надеть на каждый клапан сверху обе его пружины.
Сжать пружины специальным приспособлением для
сжатия пружин. При выступающем конце стержня
клапана с верхней стороны пинцетом вставить су-
хари клапана. Медленно отпустить приспособление
для сжатия пружин и проверить, хорошо ли сели
сухари в клапаны.
• Ударить пластмассовым молотком по верхней сто-
роне стержней клапанов. При этом плохо сидящие
сухари выскакивают. Для надежности положить на
концы пружин тряпку, чтобы детали не разлетались.
• Дальнейшая сборка производится в обратной
последовательности.
2.4.4. УСТАНОВКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ
Установка головки цилиндров подробно описа-
на в разделе 2.3., посвященном сборке двигателя, и
нет необходимости повторять описание. Все сня-
тые детали устанавливаются в обратной последо-
вательности. При установке головки цилиндров на
двигатель, установленный на автомобиле, необхо-
димо учитывать следующие пункты:
• Затянуть гайку резиновой опоры двигателя мо-
ментом 55 нм (Рис. 71).
• Затянуть три болта водяного насоса моментом 50
нм
(Рис. 71).
• Подтянуть соединение трубы с выпускным кол-
лектором до расстояния между стрелками на рисун-
ке 18
"X"
22,0
мм.
• Натянуть приводной ремень генератора перемен-
ного тока, как это описано в соответствующем раз-
деле.
• Залить в систему охлаждения
9
литров охлаждаю-
щей жидкости.
• Не забыть о том, что на определенных двигате-
лях после определенного пробега необходимо про-
извести подтяжку болтов головки цилиндров. Бо-
лее подробная информация по этому поводу была
приведена выше.
2.4.5. РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ КЛАПАНОВ
Если регулировка зазоров клапанов производит-
ся на двигателе, установленном на автомобиле, что
чаще всего и происходит при общих проверках за-
зоров клапанов, необходимо выполнить предвари-
тельные работы для обеспечения доступа к клапа-
нам. Для этого необходимо снять крышку головки
цилиндров и провести все сопутствующие работы,
например снятие воздушного фильтра, отсоедине-
ние определенных шлангов и т.д. Контроль и регу-
лировку зазоров клапанов можно производить дву-
мя способами, которые описываются ниже.
• Провернуть двигатель до полного открытия вы-
пускного клапана первого цилиндра. В этом поло-
жении производить регулировку впускного клапа-
на третьего цилиндра и выпускного клапана четвер-
того цилиндра. Для простоты проворачивания дви-
гателя поднять переднее колесо, включить одну из
повышенных передач и проворачивать колесо до
установки двигателя в нужное положение. Второе
колесо при этом должно стоять на земле. Для сня-
тия компрессии можно ввернуть свечи зажигания.
• Провернуть двигатель еще до открытия следую-
щего выпускного клапана. Регулировка клапанов
производится в соответствии с нижеприведенной
таблицей и с использованием рисунка 72, на кото-
ром приведены также положения кулачков распре-
делительного вала. Клапана с крестами являются
выпускными клапанами,
а
клапана, отмеченные чер-
ным кружком, являются впускными клапанами.
Справа представлены клапана, подлежащие регули-
ровке:
Впускные клапана отмечены кружками с крестом,
а выпускные клапана — зачерненными кружками.
При открытии соответствующего впускного клапана
регулировать клапана, указанные в правой части.
• Регулировка зазоров клапанов может также про-
изводиться
и
другим способом, когда двигатель про-
ворачивается до полного закрытия обоих клапанов
первого цилиндра. Это положение можно контро-