Abarth 500 Workshop Manual

  • Привет! Я прочитал руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes-Benz серии W126 (модели 280S, 280SE, 350SE, 380SE, 450SE, 500SE). В нем подробно описан процесс снятия и установки двигателя, а также разборка и сборка различных узлов. Задавайте ваши вопросы!
  • Как определить тип коробки передач?
    Где найти номер двигателя?
    Как снять двигатель?
Выпуска /979-/99/ годов
280S;
280SE;
280S 280SE 350SE 380SE 450SE 500SE
ЭШ^ШШ mm
expert22 для http://rutracker.org
KSflBS ЗШ
Руководство по ремонту и
техническом/ обслуживанию
ББК 39.335.5
УДК 626.114.6
А-956
Mersedes-Benz типа W 126.
Модели: 280S, 280SE, 350SE, 380SE, 450SE, 500SE.
Руководство по ремонту и техническому обслуживанию.
Под редакцией С.В. Афонина. 176 е., 16 цв. илл., «ПОНЧиК»,
1999
г.
В руководстве в доступной форме рассказано о техническом
устройстве различных узлов автомобиля, даны рекомендации по
проведению ремонта в условиях домашней мастерской.
Пользуясь нашим руководством, Вы без труда сможете помочь своему
автомобилю в трудную минуту. Вам предложены приемы с учетом эксплуатации
автомобиля в условиях России.
Для удобства читателей пособие содержит цветные
иллюстрации отдельных узлов и агрегатов автомобиля, а
также цветную электрическую схему.
Лицензия JIP 065442 от 2.10.97 г.
Подписано в печать с готовых диапозитивов издательства «ПОНЧиК» 20.04.99 г.
Формат 60x84 1/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме.
Усл. печ. л. 22, 33. Усл. издат. л. 21,86. Тираж 400. Заказ 58
Издательство «ПОНЧиК» 346730, Ростовская обл., г. Батайск, ул. Пугачева, 39
© ПОНЧиК, 1999
Для покупки запасных частей, а также для Вся информация об автомобиле содержит-
правильного проведения ремонта автомобиля не- ся в 17-значном идентификационном номере, вы-
обходимо провести его идентификацию. битом на передней консоли.
ххххххххххххххххх
1
Тип коробки передач: 0 - механическая; 2 - автоматическая.
Тип рулевого управления: 1 - левый руль; 2- правый руль
Тип автомобиля
Заводская табличка расположейа сверху
рамы крепления радиатора и содержит следующую
информацию: заводской номер, общий вес, нагруз-
ку по осям, международный код завода-изготови-
теля.
Напротив расположена табличка с номером
краски автомобиля.
Номер двигателя выбит у шестицилиндро-
вых двигателей впереди слева ниже прокладки
между блоком и головкой блока цилиндров и у
восьмицилиндровых двигателей сзади слева или
впереди справа на блоке цилиндров.
Коробка передач, задний мост и рулевое
управление имеют серийный номер, выбитый на
их корпусе. чек
зш
280S
280SE 350SE 380SE 450SE 500SE
Обозначение модели
126.021
126.022 126.030 126.032
126.034
126.036
Обозначение двигателя
110.924 110.987
116.983 116.961 117.983 117.961
Число цилиндров
6
6
8
8 8
8 7
Мощность д
вигателя
кВт об/мин
115/5500 136/5800 147/5800 160/5500 165/5000 177/4750
л.с. об/мин
156/5500 185/5800
200/5800
218/5500
225/5000 240/4750
Топливная система
Карб. Впрыск Впрыск
k
Впрыск Впрыск
Впрыск
Ш
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ
шипников коленчатого вала на V-обраэных дви-
гателях (см. стрелку А на рисунке) не следует
путать со сливными пробками для охлаждаю-
щей жидкости.
Снять верхний и нижний шланги радиатора.
Слить моторное масло.
Отвернуть масляные шланги КПП от масляного
радиатора КПП, а также отвернуть хомуты шлан-
гов масляного радиатора и слить масло.
Вытянуть обе клипсы с кожуха вентилятора на-
верх, вынуть кожух вентилятора из нижней план-
ки и положить его на вентилятор.
Вытянуть обе клипсы крепления радиатора на-
верх и поднять наружу радиатор. У двигателей
280SE нужно перед этим еще отвернуть масля-
ный радиатор и вынуть его вверх из направля-
ющих на радиаторе.
На автомобилях с климатической установкой (6
цилиндров) отвернуть компрессор вместе с
опорой и отложить в сторону. Трубопроводы
охлаждающей жидкости (хладагента) снимать не
нужно. У автомобилей с V-образными двигате-
лями климатическая установка должна быть
опустошена, и затем шланги на парной трубке
нужно снять. ^^
Рекомендуется снимать двигатель и короб-
ку передач (КПП) как один агрегат, т.е. единое
целое, и уже после этого отделять двигатель от
КПП. Дальнейшие указания, в общем, применимы
ко всем двигателям, однако на особенности для
различных исполнений двигателей обращается
внимание.
Снятие
Установить капот в положение 90', для чего вна-
чале отцепить левый, а затем правый упор (1)
кронштейна (2) из первого положения, а потом
поместить стопор во второе положение.
ж
Положить на крылья тряпки для защиты лакокра-
сочного покрытия.
х
Снять провод массы с аккумуляторной батареи.
Слить охлаждающую жидкость, для чего вывер-
нуть сливные пробки слева внизу радиатора,
слева и справа на блоке цилиндров или справа
на моделях 280SE. Боковые болты крышки под-
х
У автомобилей с регулировкой уровня отвер-
нуть насос давления масла и отложить в сторо-
ну. Для этого вывернуть только болты, показан-
ные на рисунке стрелками. Снять шланги и заг-
лушить.
Высосать масло из резервуара усилителя руле-
вого управления и снять шланги масла под дав-
лением с насоса усилителя.
На 8-цилиндровых двигателях снять всю выпуск-
ную систему. На 6-цилиндровых двигателях
отсоединить выхлопную трубу от выпускного
коллектора и от КПП.
ж
Осторожно поднять двигатель, причем накло-
нить его примерно под углом 45' и затем выни-
мать его из моторного отсека. Проводить эту
работу очень медленно и постоянно контроли-
ровать, чтобы двигатель не остался висеть на
проводах и т.п. Обратить внимание на то, что-
бы не повредить стенку моторного отсека, т.к.
она может повредить стеклоомыватель. Реко-
мендуется использовать для подъема двигателя
специальные ушки на двигателе.
Установка
Установка двигателя производится в порядке,
обратном снятию, при соблюдении следующих
условий. _ шр
а Не устанавливать детали двигателя, пока не
установлены опоры двигателя и держатель опо-
ры, и двигатель висит на тросах.
Заднюю опору двигателя монтировать в свобод-
ном состоянии. . ffe^
А
Катнуть автомобиль и затянуть зажимную гайку
на соединении карданного вала.
А
Прицепить систему регулирующих рычагов и
Подходящий трос продеть в ушки двигателя
(стрелки), подцепить трос к крану или подъем-
нику и слегка натянуть его.
Снять передние крепления двигателя слева и
справа, для чего вывернуть болты креплений
снизу.
Снять заднюю опору двигателя или металличес-
кий поддон с опорой, открутив гайки (1) и кре-
пежные болты (стрелки).
<* Отсоединить все шланги охлаждающей жидко-
сти и вакуумные шланги, идущие к двигателю.
Отсоединить провод датчика верхней мертвой
точки (ВМТ) на розетке диагностики, для чего
диагностическую розетку отвернуть от крепле-
ния (два винта).
Отсоединить систему рычагов управления га-
зом.
* Отсоединить топливопроводы.
Отсоединить все электрические провода от
КПП. Снять индуктивный датчик для тахометра
с КПП. Для этого вывернуть болт Мб и вынуть
датчик.
* Снять рычаг КПП.
* Снять шланг гидропривода сцепления с корпу-
са сцепления.
Снять амортизаторы двигателя слева и справа.
Отвернуть фланцы карданного вала и КПП, сдви-
нуть карданный вал вместе с шайбами назад,
сняв сначала зажимные гайки с соединения.
ж
Снять корпус термостата.
Демонтировать правое и левое крепления дви
гателя.
Снять масляный фильтр и трубки вместе с топ
ливным насосом.
Вытянуть маслоизмерительный щуп и его труб'
Отвернуть карбюратор, топливопроводы, раз-
делитель порций топлива с измерителем пор-
ций воздуха, впускной и выпускной коллекторы
Провернуть двигатель и поставить его в поло-
жение ВМТ.
Снять крышку (крышки) головки блока ци-
линдров.
Снять головки блока цилиндров. Для поднятия
правой головки надавить натяжитель с цепью к
середине двигателя, чтобы при этом натяжи-
тель не остался висеть.
А
Пометить взаимное расположение шестерни
распределительного вала и цепи привода крас-
У двигателей М110 (280SE) для снятия зубча
проверить ее работу.
А
Установить и отрегулировать крепление радиа-
тора.
Залить масло, хладагент, охлаждающую жидкос-
ть и проверить системы на плотность.
а Проверить состояние охлаждающей жидкости
(плотность, температура замерзания).
а Установить зажигание, отрегулировать холос-
той ход и газ.
Проверить двигатель на плотность и наличие те-
чей.
А
Резиновые опоры следует заменить на новые,
если они потрескались, износились или дефор-
мировались.
Убрать масло и смазку с резиновых деталей.
Затягивать все болты и гайки определенным мо-
ментом.
Снятие двигателя и КПП не обязательно, когда
нужно только заменить резиновые опоры под-
вески двигателя.
РАЗБОРКА И СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Разборка
Разборку двигателя производить легче,
когда используется монтажный стенд. Пока не на-
чаты какие-либо работы по разборке двигателя,
необходимо основательно очистить наружные по-
верхности двигателя. При этом надо обратить осо-
бенное внимание на все места соединений и уп-
лотнений, чтобы внутрь двигателя не попали по-
сторонние предметы. После того, как двигатель
отделен от коробки передач, он должен, по воз-
можности, быть закреплен на монтажном стенде.
Если в распоряжении стенда нет, то двигатель нуж-
но установить на верстаке или деревянной скамье
и закрепить, чтобы он не упал.
Равномерно ослабить болты крепления сцеп-
ления и снять сцепление.
* Снять генератор, распределитель зажигания и
стартер.
* Снять вентилятор с насосом охлаждающей жид-
кости.
кой или чем-то подобным.
А
Отвернуть распорные болты шестерен распре-
делительного вала, для чего удерживать рас-
пределительный вал подходящим ключом.
* Снять шестерни.
А
Удалить натяжитель цепи.
а Снять внутренние планки успокоителя цепи, для
чего вытянуть опорные штифты с помощью
ударного съемника, а затем вынуть планки ус-
покоителя.
А
Ослабить, а затем отвернуть болты головки
блока цилиндров в порядке, обратном показан-
ному на схеме затяжки.
TlofisicfOK зсонлжки <5ол*пов головки <5ло-
ка u,uuuHqfio6 увига&елей М.770
(280S/280SCJ
тых колес (звездочек) распределительного вала
нужно обе крышки на корпусе распределитель-
ных валов отвернуть впереди.
А
Выдавить натяжные пружины коромысел и снять
все коромысла. Для этого использовать или
большую отвертку, или съемник (N110 589 046
100).
А
Снять верхние подшипники в корпусе распреде-
лительных валов.
Jlofi&qoK. зсинлжки Зомнов голов/си бло-
ка цилиндров V-oJfia3HtoX 8-n,UMiHqfio-
вых (V8) двигателей
а. Болты Н8.
I
а Отжать назад оба распределительных вала и вы-
нуть шестерни (зубчатые колеса) распредели-
тельных валов.
А
Снять направляющую звездочку, для чего вы-
бить опорный штифт с помощью ударного съем-
ника 116 589 203 300.
а Снять планку успокоителя цепи в головке
цилиндров. Выбить для этого опорные штифты
ударным съемником.
А
Снять прокладку головки блока цилиндров.
А
Перевернуть двигатель на монтажном стенде
или, при его отсутствии, поставить на плоскость
для крепления головки блока. Следить, чтобы
при этом не повредились поверхности.
Снять поддон масляного картера.
А
Отвернуть болты крепления масляного насоса
к корпусу картера и к крышке подшипника и
вытащить масляный насос. У двигателей V8 пос-
ле откручивания болтов крепления масляного
насоса ослабить болт на зубчатом колесе (звез-
дочке) цепи масляного насоса. Наклонить мас-
ляный насос назад и отвернуть болт.
Зубчатое колесо для цепи сдвинуть отверткой
с масляного насоса и отсоединить от цепи.
После этого снять насос.
Снять планку успокоителя' в корпусе картера
после снятия крышки приводного механизма
(передней крышки).
Снять натяжную скобу для цепи привода
масляного насоса после снятия защиты.
Снять промежуточную шестерню для привода
распределителя зажигания.
•*> Если необходимо, то вынуть опорную втулку в
корпусе картера двигателя и в передней крыш-
ке.
Снять направляющую звездочку.
* Снять приводную цепь.
х
У двигателя М110 (280SE) снять вал винтовой
шестерни, для чего выбить крышку с помощью
ударного съемника и вытянуть вверх с помо-
щью болта Мб вал винтовой шестерни.
Снять гаситель колебаний и шкив.
Вывернуть болт-заглушку в картере двигателя
и снять редукционный масляный клапан.
Снять корпус распределителя зажигания и снять
хомутик.
* Отвернуть болт промежуточной шестерни (звез-
дочки).
Вывернуть предохранительную пластинку цепи.
* Вбить вал промежуточной шестерни внутрь и
при этом вытянуть промежуточную шестерню
вперед. Вывернуть винт крепления опорной
втулки и вытянуть вал промежуточной шестер-
ни вместе с опорной втулкой с помощью винта
М8. Если необходимо, то вытащить заднюю
опорную втулку с помощью съемника с внут-
ренним ВЫСТуПОМЩчд 5
а Снять гайки болтов шатунных подшипников.
Пометить крышку подшипника и снять вместе с
нижним вкладышем подшипника.
а Расположить двигатель таким образом, чтобы
можно было двигать поршни вместе с шатуна-
ми ручкой молотка из отверстия цилиндра. На
двигателях V8 из легкого металла обратить вни-
мание на то, чтобы не повредить отверстия.
Можно воспользоваться приспособлением N
117 589 009 800 для шатунов и болтов шатунов.
Все сопутствующие детали необходимо поме-
тить, чтобы их затем можно было установить
снова в их исходное положение.
А
Поместить кусок твердого дерева между пле-
чом коленчатого вала и корпусом картера, что-
бы зафиксировать коленчатый вал и отвернуть
маховик от фланца коленчатого вала. Болты
коленчатого вала выворачивать впереди.
А
Отметить керном или зубилом взаимное
расположение коленчатого вала и ступицы, что-
бы при сборке паз ступицы был соосен с дис-
ковой пружиной.
Вытянуть рукой гаситель колебаний вместе со
шкивом и втулкой. В случае необходимости
можно пользоваться пластмассовым молотком,
но помните, что чугунный шкив чувствителен к
ударам.
х
На 6-цилиндровом двигателе нужно снимать ба-
лансировочный диск съемником N 116 589 103
300.
а У автомобилей с автоматической КПП вывер-
нуть удлинительные болты передаточного дис-
ка и снять их вместе с зубчатым ободом так же,
как и разделительные диски.
а Пометить все крышки коренных подшипников и
отвернуть их болты от корпуса картера.
А
Осторожно поднять коленчатый вал над верх-
ними подшипниками. Вынуть вкладыши нижних
подшипников.
Осторожно снять поршневые кольца с помощью
съемника поршневых колец. Снять фиксаторы
поршневых пальцев и вытащить поршневые
пальцы. Расположить все детали в нужной пос-
ледовательности.
Снять приводную цепь.
Вывернуть болт-заглушку и вывернуть редукци-
онный масляный клапан из главной масляной
магистрали.
Выбить заднюю заглушку (стальной шарик) с по-
мощью стального стержня (диаметром 13 мм и
около 700 мм в длину) из передней части дви-
гателя.
Сборка
В данном описании вы найдете указания
по сборке двигателя шаг за шагом. При выполне-
нии сборочных работ обратите внимание на то,
чтобы инструменты, верстак и устанавливаемые
детали были чистыми от грязи и посторонних пред-
метов. При установке скользящих или вращающих-
ся деталей смажьте их маслом перед сборкой.
Всегда используйте новые прокладки и сальники.
Обязательно следовать указаниям по моментам
затяжки соединений для отдельных деталей.
* Повернуть двигатель на монтажной стенде или
на верстаке так, чтобы сторона поддона масля-
ного картера была обращена вверх.
А
После того как очищены все масляные каналы,
вбить стальной шарик с помощью забивочного
стержня, сзади в масляный канал.
* Вкрутить масляный редукционный клапан и
закрутить болт-заглушку.
* Вставить в ряд вкладыши коренных подшипни-
ков в отверстия для них в картере двигателя.
Верхние вкладыши подшипников двигателей V8
снабжены канавкой для смазки, тогда как у 6-
цилиндровых двигателей верхние и нижние под-
шипники, за исключением 4-го подшипника,
снабжены канавкой для смазки, а верхний вкла-
дыш четвертого подшипника имеет на своих
концах по одному отверстию для масла и по
одной выемке для масла.
ж
Вкладыши подшипников поставляются готовы-
ми к установке для разных видов ремонта и
должны заменяться только полностью в набо-
ре. Центральный подшипник поставляется в
случае ремонта с увеличенной шириной и дол-
жен, чтобы получить ходовой слой на стороне
маховика, дорабатываться только на ненагру-
женной стороне под прямым углом к отверстию
для подшипника.
Вкладыши, в общем, можно, когда они новые,
заменять между собой. Это же применимо и к
внутренним вкладышам.
Установить в ряд крышки коренных подшипни-
ков, проверив их обозначение, и затянуть их
болты необходимым моментом.
1
2
3
4
5
*
©
©
<ТЗ)
©
©
®
©
®
s «-ж жз
©
@
®
1
W
II
W
©
гпл
<3>
rami]
<s>
ш
®
©
®
w
<2>
)
/3клад мши коленчаМого вала на 8-ци-
линдровом. V-образнол1 двига(£еле
Измерить основное отверстие в направлениях
А, В и С в двух плоскостях. У основного отвер-
стия, которое превышает необходимую вели-
чину или'является коническим, крышку подшип-
ника на опорной поверхности обработать на
притирочной плоскости и снять максимум 0,02
мм. Крышки подшипников коленчатого вала
двигателей V8 обрабатываются вместе с бло-
ком двигателя и не поставляются как запасные
части.
Поставить вкладыши подшипников коленчато-
го вала и затянуть необходимым моментом
крышку подшипника еще раз.
Измерить диаметр подшипника и проверить
радиальный зазор (люфт). Он может корректи-
роваться заменой вкладышей, при этом долж-
на быть достигнута средняя величина заданно-
го зазора подшипника.
в крышку, а затем затянуть заднюю крышку.
Вставить новое радиальное уплотнительное
кольцо сзади в картер двигателя и туго поса-
дить его деревянной ручкой молотка.
Затянуть крышки подшипников коленчатого вала
необходимым моментом. У двигателей V8 для
крепления крышек подшипников коленчатого
вала в блок цилиндров вворачиваются самофик-
сирующиеся болты со штифтами. Эти болты
должны заворачиваться только один раз, т.к. при
их отворачивании фиксирующий эффект про-
падает.
Внешние болты со штифтами расположены в 2
мм от середины, поэтому крышка подшипника
может быть смонтирована только в одном по-
ложении. При ремонте не допускается ис-
пользование для самофиксирующихся болтов
со штифтами крышек подшипников коленчато-
го вала винтовых насадок. к
Затянуть болты крышек подшипников коленча-
того вала необходимым моментом затяжки в
требуемой последовательности.
Чтобы достичь требуемого перекрытия,
радиальное уплотнительное кольцо нужно об-
резать на 0,5 мм выше плоскости раздела. Для
отрезания можно использовать шаблон 0,6 -
толщина, который можно изготовить самостоя-
тельно. Ш?'
Измерить осевой (аксиальный) люфт коленча-
того вала.
Провернуть коленчатый вал от руки и проверить,
свободно ли он вращается. Если он вращается
тяжело, то скорректировать его положение с
Смазать радиальное уплотнительное кольцо,
вкладыши и коленчатый вал моторным маслом
SAE30 и установить коленчатый вал с привод-
ной цепью.
У двигателей V8 смазать герметиком заднюю
крышку и затянуть ее. Радиальное уплотнитель-
ное кольцо между пыльником и пылезащитным
уплотнением заполнить долговременной смаз-
кой и вдавить до упора в крышку. Для этого
лучше использовать специальное приспособле-
ние 117 589 004 300. Если этого приспособления
нет, то вдавить уплотнительное кольцо сначала
помощью перемещения вкладышей подшипни-
ков пластмассовым молотком. Jw
<* Установить промежуточное зубчатое колесо для
привода распределителя зажигания и концевое
зубчатое колесо.
Установить вал с винтовой шестерней для
привода масляного насоса.
Если зубчатое колесо (звездочка) коленчатого
вала или промежуточное зубчатое колесо с втул-
ijgjlliltf.il*
рить отклонение от соосности. Для этого изме-
рить расстояние от передней стороны блока
цилиндров до промежуточного зубчатого коле-
са и потом до зубчатого колеса коленчатого
вала. Разница между этими величинами не дол-
жна быть более 0,1 мм. При большем отклоне-
нии должно быть заменено компенсационное
(уравнивающее) кольцо позади колеса колен-
чатого вала.
* Установить крышку шатунных подшипников и
затянуть болты шатунов.
Измерить основное отверстие.
Установить крышки шатунных подшипников вме-
сте с вкладышами и затянуть болты шатунов.
* Измерить диаметр подшипника и радиальный
люфт. Люфт подшипника может корректиро-
ваться путем замены вкладышей, при этом не-
я ^б^ддимо добиваться средней величины допу-
5 стимого люфта.
I*- Смазать маслом шатунные втулки и поршневые
пальцы и встаШт£$ф»рт руки.
Вставить фиксатортгоршневого пальца в паз.
Установить поршни на штанге шатуна таким
i образом, чтобы стрелка указывала в направле-
M-V нии движения и паз для фиксирующего выступа
> вкладыша подшипника указывал на левую сто-
рону по направлению движениями у двигате-
*>-. лей V8 - на внешнюю сторону двигателя.
ЩВЛри установке уже работавших поршней сле-
5'фует проверить поршневые кольца на стыковой
и аксиальный зазор. Поршни не нагревать и не
.
!
заменять поршневые пальцы отдельных цилин-
Явдров.
Вставить поршневые кольца в канавки на пор-
шнях и проверить легкость их хода. Концы пор-
шневых колец распределить равномер'но по
окружности поршня.
А
Смазать моторным маслом SAE30 вкладЦши
шатунные подшипников и поршни.
Воспользоваться-'сжимателем поршневых ко-
юк
и
., лец ООО 589 2061 00 или стягивающей лентой
А
Проверить состояние шатунн!
ками заменялись на новые, то следует изме- и развернуть шатун.
i
ООО 589 041 400 и вставить поршни, чтобы
стрелка указывала в направлении движения, без
применения усилия. У двигателей V8 шатуны
прикрыть защитной крышкой, чтобы не повре-
дить стенки цилиндров.
Одеть крышки шатунных подшипников на шату-
ны в соответствии с цифровыми обозначения-
ми друг за другом и затянуть болты шатунных
подшипников.
Провернуть коленчатый вал и проверь
кость хода между шатуном и отверстием
ня.
В положении ВМТ порщмб|Р*5мерить расстоя-
ние между дном поршня «плоскостью раздела
блока цилиндров^
Установить маслШЙи насос. У двигателей V8
подвесить зуб^атбе колесо на цепи и надвинуть
масляный ijdppс на колесо. Натяжную втулку в *
зубчатом жолесе нужно вставить в выемку на |
приводном валу. Наклонить масляный насос ;|
назад, ж*гановить и затянуть болт крепления "
зубчатого колеса. Прикрепить болтами масля-Ц
ный насос. Пружину натяжителя цепи при за-
тяжке болта удерживать от вращения отверт-
кой.
Вбить новое распорное кольцо на цапфу
коленчатого вала.
Смазать маслом края нового радиального уп-
лотнительного кольца и вставить кольцо в за-
жимное отверстие в корпусе блока.
У 6-цилиндровых двигателей вставить новое
радиальное уплотнительное кольцо в масляный
картер.
Установить планки успокоителя.
Слегка смазать верхнюю плоскость блока
цилиндров консистентной смазкой или же при-
лепить новую прокладку поддона масляного
картера с помощью смазки.
Установить поддон и затянуть болты нужным мо-
ментом.
На двигателях V8 установить переднюю крыш-
ку.
Опорные втулки промежуточных зубчатых колес,
если они снимались, запрессовать в блок ци-
линдров и в переднюю крышку таким образом,
чтобы паз для смазки располагался внизу.
Установить коленчатый вал в положение ВМТ и
проверить, совпадают ли нанесенные метки на
точном колесе и на корпусе блока ци-
должны совпадать, т.к. в про-
тивном случав'^Цэ^пределитель зажигания не
сможет быть установлен в нужное положение.
Заменить резиновый уплртнительные кольца
каналов охлаждающей живости и смазать уп-
лотнительную плоскость пЗЩ^ей крышки гер-
^метиком перед установкой.
^Установить уравновешивающи1шиск и шкив.
^Уравновешивающий диск на б^Ишиндровых
двигателях фиксируется на коленчЩш вале с
•"помощью двух перемещаемых штифте, на 8-
цилиндровых - с помощью дисковой ге&КИНЫ.
разрез
шкива, гасителя колебаний, ступицы i
=
ередаточного диска двигателей V8
Шкив.
Болт Н8х22.
Гаситель колебаний.
Болт Н18х1,5x45.
Дисковые шайбы (3
Ступица.
Радиальное уплотнит
кольцо.
Дисковая пружина.
Передняя крышка,
•бчатое колесо
ьного вала,
ый вал.
Ш
Гаситель колебанТ1|||)здсив и ступица на двигате-
лях V8 должны скрепляться друг с другом в од-
ном определенном положении. Одно из 6 от-
верстий смещено относительно середины и
поэтому отверстия должны точнсГ'совмеи
друг с другом.
Провернуть двигате/и^ДОГтановить собранную
головку блока цш^идров. Перед этим прове-
рить, что(^$йИ^5сти головки цилиндров и
в были чистыми и свободными
II
> » »
*
» » »
»'« «шм^ ^
ЭвигаЖель V8
'
ь*
Л'ЮЛООЛН |
от посторонних предметов. Кроме этого, нужно
обратить внимание на следующее;
Не использовать герметик на проклад-
ках головки блока цилиндров или на
уплотняемых плоскостях.
« Провернуть коленчатый вал, пока пор-
шень1 не встанет в положение ВМТ
такта сжатия, и установить распредели-
тельные валы в соответствии с мар-
кировкой. jHfonnv 90Hdr\eNJieq
двигатель
О ,НКН9ЖМИД NNH-?I\<
2)вигаЖель 6-цилиндровый
х
Поднять цепь на опоры зубчатых колес и
расположить ее на колесе распределительного
'
вА/ia.
Установить дисковую шпонку на
распределительный вал, надеть уравнительный
диск и затем установить зубчатое колесо с це-
пью на распределительный вал.
•фг.
Надеть на болты крепления шайбы, пружинные
шайбы и затянуть болты.
Установить натяжитель цепи и равномерно затя-
нуть болты крепления. На 6-цилиндровых
двигателях вставить^корпус натяжителя цепи в
головку цилиндров.
* Завернуть резьбовое кольцо и затянуть его мо-
. ментом 50 Нм.
Установить нажимной стержень вместе с уста-
новленной стопорной и нажимной пружинами в
... корпус и затянуть масляный жиклер моментом
j --25 Нм. При этом нажимной стержень должен
скакнуть вперед со слышимым щелчком.
А
Завернуть болт-заглушку с прокладкой и затя-
. нуть его моментом 50 Нм. Н.-.
_ .„.Ж.
Установка на*£яжи*нелА цепи (6-ци-
линдровые двигаЖели)
* Затянуть болты головки цилиндров необходи-
мым моментом. Последовательность затяжки:
2)вига&ель 6-цилиндровый
Ш _
1. Болт-заглушка.
2. Уплотнительное кольцо.
3. Резьбовое кольцо.
4. Масляный жиклер.
5. Кольцо посадки шарика.
6. Шарик.
7. Кожух шарика.
8. Нажимная пружина.
9. Пружина паза.
10. Нажимной поршень.
11. Корпус.
12. Шайба клапана.
13. Кольцо.
14. Шарик.
15. Нажимная пружина.
16. Опорное кольцо.
17. Головка цилиндров.
Могут устанавливаться натяжители цепи различного испол-
нения, А или В.
Провернуть двигатель и проверить регулировоч-
ные метки.
А
Если необходимо, то проверить фазы газорас-
пределения.
Так как нажимной стержень натяжителя цепи 6-
цилиндровых двигателей не может отжаться
назад, то натяжитель цепи после каждого сня-
тия должен разбираться и нажимной стержень
устанавливается в положение А.
а При монтажных работах на цепном приводе -
например, при снятии зубчатых колес распре-
делительного вала или успокоителя, не-
обходимо перед этим снять нажимную пружину
при установленном натяжителе цепи.
А - натяжитель цепи в установочном положении.
В - натяжитель цепи в рабочем положении.
* Установить гидравлические компенсаторы кла-
панного зазора и коромысла.
Вставить вал привода распределителя зажига-
ния и установить распределитель зажигания.
Еще раз установить двигатель в положение ВМТ
первого цилиндра и проверить регулировочные
метки на уравновешивающем диске, распреде-
лительных валах и распределителе зажигания.
* Отрегулировать клапанный зазор.
* Если нужно, то проверить положение
гидравлического компенсатора клапанного за-
зора и скорректировать его (двигатели V8). На
6-цилиндровых двигателях клапанный зазор
измеряется посредством плоского щупа между
поверхностью скольжения и основной поверх-
ностью кулачка распределительного вала.
* На установленном собранном двигателе нужно
предварительно снять натяжные пружины, а так-
же резиновые прокладки отверстий свечей за-
жигания. Плоский щуп при правильной регули-
ровке должен протягиваться туго.
А
Для регулировки клапанного зазора соответ-
ствующий кулачок распределительного вала
нужно поставить так, чтобы носик кулачка не
давил на коромысло, а стоял напротив и верти-
кально по отношению к плоскости скольжения.
Механизм, управления клапанами уви-
гаЖелей V8
1. Резьбовая втулка.
1. Регулировочный болт клапана.
3. Нажимное устройство (толкатель).
Клапанный зазор может проверяться или
регулироваться на холодном или теплом двигате-
ле. При недостаточной возможности регулировки
заменить нажимное устройство Если момент вра-
щения регулировочного болта клапана менее 20
Нм, то нужно заменить регулировочный болт или
регулировочный болт вместе с резьбовой втулкой.
А
Поставить и затянуть клапанную крышку.
а Установить впускной и выпускной коллекторы,
регулятор смеси и воздухопровод, карбюратор,
топливный насос, водяной насос и вентилятор.
а Установить масляный фильтр и масляный щуп
С трубкой .^ЙЙЁЖ»^
Завернуть свечи зажигания.
А
Установить генератор и ремень.
Завернуть крепления двигателя.
Установить ведомый диск с помощью
подходящего центровочного стержня на внут-
ренней стороне маховика.
А
Установить сцепление и затянуть болты крепле-
ния сцепления равномерно (крест-накрест)
К
необходимым моментом.
•* У автомобилей с автоматической КПП устано-
вить передаточный диск.
Установить оставшиеся детали двигателя.
•* Укрепить коробку передач на двигателе.
ж
Двигатель готов к установке.
Залить масло в двигатель.
РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ И СБОРКА ОТДЕЛЬНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ. ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ И
КЛАПАНЫ
Разборка головки цилиндров
ж
Вывернуть свечи зажигания.
А
Снять коромысла с нажимными рычагами. Если
коромысла и распределительные валы не об-
новляются, то они должны быть установлены
снова на то же место и в то же положение, в
противном случае на двигателях V8 нужно про-
верить основное положение гидравлических
компенсаторов клапанного зазора.
Вытянуть распределительный вал назад или
поднять его вместе с опорной стойкой после
ослабления гаек крепления. У двигателей типа
М110 (280S и 280SE) распределительные валы
снимаются вместе с корпусом распределитель-
ного вала. Или же отвернуть заднюю крышку-
заглушку, вытянуть распределительные валы
назад и затем отвернуть корпус рас-
пределительного вала.
* Вывернуть гидравлические компенсаторы кла-
панного зазора (двигателя типа V8).
а Для снятия клапанов необходимо специальное
приспособление для сжатия пружин. Если его
нет, то положить головку поверхностью разде-
ла на верстак таким образом, чтобы нужный
клапан был хорошо подперт внизу опорной по-
верхностью. Затем кусок трубки, немного мень-
шей, чем крышка клапанной пружины, распо-
ложить на верхней части крышки клапана и с
помощью удара молотка вбить крышку вниз. По-
ловинки конуса (сухари) при этом выскочат из
паза на стержне клапана и попадут внутрь кус-
ка. трубки. Нужно крепко удерживать молоток
на трубке, чтобы сухари не выпали.
Последовательно вытащить все детали стерж-
ня клапана и следить за тем, чтобы не потерять
какие-нибудь из них.
Проверка деталей
Очистить поверхность головки цилиндров
и проверить ее на наличие царапин и износа. Про-
верить крепко ли сидят трубки разделения охлаж-
дающей жидкости в головке цилиндров; если это
не так, то усадить плотно или заменить. Каналы
охлаждающей жидкости и проходы очистить от
накипи и других-тюсторонних включений. Прове-
рить плоскость головки цилиндров на искривле-
ние. Для этого положить стальную линейку на плос-
кость головки цилиндров и промерить плоским
щупом просветы между линейкой и плоскостью.
Все клапаны и седла клапанов должны быть
проверены на износ и повреждения и при
необходимости отремонтированы или заменены.
Клапанные пружины нужно проверить на их длину
в разгруженном состоянии и под нагрузкой и за-
менить все пружины, которые не соответствуют
контрольным цифрам. Для точного контроля
клапанных пружин следует воспользоваться спе-
циальным проверочным прибором.
Направляющие втулки клапанов проверя-
ются на износ специальным контрольным стерж-
нем. Если внешняя сторона вдвигается в отвер-
стие, то направляющие втулки клапанов должны
быть заменены. Направляющие втулки клапанов
выбиваются специальным стержнем. Если могут
быть еще установлены направляющие втулки кла-
панов с нормальным размером 1, то втулки вбива-
ются с помощью стержня, пока они не дойдут до
упорной пружины. Если должны устанавливаться
направляющие втулки клапанов ремонтного раз-
мера, то основное отверстие нужно обработать с
помощью ручной развертки. Выбирать направля-
ющие втулки клапанов следует так, чтобы соблю-
далось необходимое перекрытие. Нагреть головку
цилиндров в водяной бане до температуры 80' -
90°С и, если возможно, охладить направляющие
втулки сухим льдом. Смазать направляющие втул-
ки смазкой и забить их с помощью стержня, пока
они не дойдут до упорного кольца в головке ци-
линдров.
Проверить внутренний диаметр направля-
ющих контрольным стержнем. Контрольная сторона
контрольного стержня должна падать; тогда, как
сторона с избыточным калибром проходить не дол-
жна. Если это необходимо, то обработать внутрен-
нюю сторону разверткой.
Кольца седел клапанов запрессованы в
головку цилиндров. Старое кольцо лучше всего
удалить, для чего его высверливают или вывора-
чивают с помощью поворотного устройства для
седел клапанов, пока оно не сможет отделится.
При этом надо обратить внимание на то, чтобы не
повредить головку цилиндров. Измерить основное
отверстие Д1.
Deuiatiuub 28OS и 2X0SS
Установка направляющей в&цмси кла-
пана
Кольцо седла клапана ремонтного размера
обработать до тех пор, пока не будет достигну-
то необходимое перекрытие.
Нагреть головку цилиндров до температуры
около 90'С в водяной бане.
Охладить кольцо седла клапана и вбить с по-
мощью подходящего стержня. Обработку сед-
ла клапана производить с помощью инструмента
для обработки седел клапанов или с помощью
шлифовальной машины для седел клапанов.
Обработку седел проводить до требуемого раз-
мера.
Затем измерить биение седла клапана.
Кольцо седла выпускного клапана 173.
Кольцо седла впускного клапана 172.
Я
Если нужно, заменить кольцо седла клапана, как
уже описывалось выше. Это измерение на дви-
гателях V8 можно не проводить.
.
:
'W
Перед обработкой нужно очистить клапаны.
Измерить высоту тарелки клапана и проверить
биение клапана. При достижении граничной
величины заменить клапаны.
Выпускные клапаны заполнены натрием. При
разборке обратите внимание на меры безопас-
ности. Заполненные натрием клапаны не долж-
ны расплавляться из-за опасности взрыва или
тГ
Слева - впускной.
Справа - выпускной.'
У
Если необходимо, перейти к следующему
ремонтному размеру. Может использоваться но-
вое кольцо седла клапана, не обрабатывая основ-
ное отверстие, если имеется необходимое пере-
крытие.
а При этом не допускается биение более чем 0,05
мм.
Измерить ширину седла клапана и, если нужно,
скорректировать вверху до 15' и внизу до 60*.
* Вставить клапан, измерить наибольшее рассто-
яние (А).
ЭвигоЖель V8
Слева - впускной.
Справа - выпускной.
Лшиимо.л/ш
перерабатываться, пока не удален натрий. Будь-
те осторожны при удалении натрия из клапа-
нов, так как натрий при контакте с водой и во-
дяными растворами реагирует очень бурно и
взрывоопасно, и из-за выделяющегося водоро-
да может возникнуть пожар. Натрий можно ней-
трализовать в растворе из 2 частей спирта и 1
части воды.
Заменить сальники - уплотнители клапанов.
Очистить паз на стержне клапана.
Заменить сухари клапана и тарелку клапанной
пружины.
Сборка головки цилиндров
А
Монтажную втулку, которая прилагается к но-
вым сальникам клапанов надвинуть на стержень
клапана.
Слегка смазать новый сальник и надвинуть его
от руки.
Убрать монтажную втулку.
Установить монтажный стержень и надвинуть
сальник стержня клапана на направляющую
втулку клапана.
Установить клапанные пружины. Обратить при
этом внимание на то, чтобы коромысло, нажим-
ное устройство, тарелка пружины клапана, кла-
панные пружины, сухари и крышка были уста-
новлены на свои прежние места, в противном
случае на 8-цилиндровых двигателях изменит-
ся основное положение гидравлических компен-
саторов.
Отрегулировать клапанный зазор.
ПРОВЕРКА ПОРШНЕЙ И ШАТУНОВ
Очистить и проверить все детали. В случае если
на деталях обнаружены следы выщербления,
царапин или износа, они должны быть замене-
ны на новые. Места посадки поршневых паль-
цев должны подбираться таким образом, что-
бы палец при комнатной температуре мог лег-
ко двигаться в шатуне. Поршневые пальцы от-
дельных цилиндров не должны заменяться.
Измерить зазор по высоте поршневых колец в
канавках поршней, тогда как следует вставлять
поршневые кольца по порядку в соответствую-
щее пазы. , %
дра.
С помощью вынутого поршня сдвинуть кольцо
примерно на 20 мм вниз. Теперь оно сидит в
отверстии точно.
Вставить плоский щуп в зазор между двумя кон-
цами кольца для того, чтобы замерить зазор в
замке кольца. Когда заменяются только порш-
невые кольца, то этот зазор необходимо заме-
рять в нижнем конце отверстия, т.к. в этом по-
ложении он наименьший.
Шатуны, используемые повторно, проверить на
изгиб и искривление. Шатун, который вслед-
ствие повреждения подшипника перегрелсян
синеет), не должен использоваться повторно.
В качестве запасных частей поставляются ша-
туны с обработанной шатунной втулкой.
Отверстие для болта шатуна также нужно про-
верить. Для этого одеть крышку шатуна на бол-
ты шатуна. Если крышка движется вниз под сво-
им весом, то шатун надо заменить. Ж.
При сборке поршней и шатунов обратить вни-
мание на следующее:
А
Вставить кольца по очереди в отверстие цилин-
Пометить взаимное расположение ша-
тунов и крышек шатунных подшипников
кернером (1 точка - 1-й цилиндр и т.д.).
Шатунная шейка не должна иметь по-
перечных царапин и зазубрин.
Смазать перед запрессовкой поршне-
вые пальцы и отверстия в поршнях.
Концы (замки) поршневых колец распо-
лагать равномерно по окружности пор-
шня.
Поршни устанавливать на шатунах та-
ким образом, чтобы стрелка указывала
в направлении движения.
Поршень двигателя V8
Шатун
1. Прямоугольное компрессионное кольцо с внутренней
фаской и хромированной поверхностью трения.
2. Коническое компрессионное кольцо с хронированной
поверхностью трения.
3. Наслосъемное коробчатое кольцо с круглой пружиной и
хромированной поверхностью трения.
И - Место измерения поршня.
Размеры d и М для разных двигателей не одинаковы.
Поршень 6-цилиндровых двига
телей
Прямоугольное компрессионное кольцо с молибденовым
покрытием.
Коническое компрессионное кольцо с молибденовым по-
крытием.
Наслосъемное коробчатое кольцо с круглой пружиной и
молибденовым покрытием.
Шатун и крышка шатуна.
Отверстие для подвода масла
Пазы крепления вкладышей.
БЛОК ЦИЛИНДРОВ (КАРУ
При каждом капитальном ремонте все по-
лости и каналы должны тщательно очищаться и все
остатки старых прокладок или герметика должны
удаляться. В особенности это относится к масля-
ным каналам. Блок цилиндров следует тщательно
проверить на наличие царапин и выступов. Прове-
рить плоскостность плоскости раздела блока ци-
линдров. Кроме визуального контроля необходи-
мы измерения отверстий цилиндров, особенно при
поиске причин высокого расхода масла.
Для этого очищенные отверстия цилинд-
ров измеряются прибором для внутренних изме-
рений в трех местах - а именно в направлении оси
поршневого пальца (направление а), а затем пер-
пендикулярно ему (направление в). При неснятых
поршнях третье место измерения находится чуть
выше нижней мертвой точки поршня. Если отвер-
стия цилиндров растачиваются, то предельный
припуск для хонингования не должен превышать
0,05 мм.
1.2.3. Пояса обчеров
а. ВМТ поршня.
*С. Нижнее положение юбки порш-
ня.
У двигателей V8 для измерений отверстий
цилиндров должен использоваться прибор с фик-
сацией на месте измерения, т.к. в противном слу-
чае могут быть повреждены поверхности цилинд-
ров. Поверхности цилиндров 8-цилиндровых дви-
гателей электролитически обрабатываются после
расточки и хонингования. С помощью этого алю-
миний так далеко "отводится", что поршневые коль-
ца и хромированные или покрытые железом пор-
шни из легкого металла контактируют исключитель-
но с кристаллами силицида, размерами от 0,02 до
0,05 мм, которые обеспечивают стойкую к износу
поверхность цилиндра. Эти кристаллы силицида
образуются после процесса электролиза. Если эта
операция не проведена, то результатом будет боль-
шой износ поршней. Так как эта операция может
проводиться только в специализированных мас-
терских, то не будем здесь описывать ее детали.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И МАХОВИК
Промыть коленчатый вал в бензине и проверить,
чтобы масляные отверстия были чистыми и
свободными.
Проверить шейки (цапфы) опор на отклонение
от крутой формы и на сужение.
Зажать коленчатый вал между двумя выступа-
ми поворотного станка или вложить в две при-
змы и измерить с помощью часового индикато-
ра биение распределительного вала.
Зазор коренных и шатунных подшипников мож-
но измерить с помощью калиброванного плас-
тикового щупа. Пластиковый щуп положить на
всю длину опорной шейки и установить вкла-
дыш вместе с крышкой подшипника. Затянуть
болты крепления крышки подшипника необхо-
димым моментом. , flflfl
Отсоединить снова крышку и вкладыш и опре-
делить затем толщину пластикового щупа. Пе-
ред тем как покупать новые вкладыши для ко-
ренных и шатунных подшипников нужно опре-
делить, на какую величину будут сошлифованы
коренные и шатунные шейки коленчатого вала.
Измерить аксиальный (осевой) зазор коленча- ;
того вала. Измеренный люфт должен быть в
нужных пределах.
Шарикоподшипник для шейки первичного вала
коробки передач обязательно нужно заменить
при ремонте двигателя.
Подшипник и кольцо-заглушку вытаскивать нуж-
но вместе с помощью съемника и упора.
Новый подшипник смазать и с помощью
подходящего стержня насадить на коленчатый
вал.
Забить заглушку-кольцо
Коленчатый вал двигателей V8 и сопутствующие детали
1. БОЛТ N18X1,5X45 нм. 5. Гаситель колебаний.
2. Плоские пружины (3 шт.). (г Ступица.
3. Болт Н8х22 мм (6 штук). 7. Зубчатое колесо коленчатого вала
4. Шкив. 8. Коленчатый вел.
9. Шпонка.
10. Вкладыш подшипника коленчатого вала в блоке
цилиндровW
11. Вкладыш подшипника коленчатого вала в крыш-
е подшипника.
12. Вкладыш центрального подшипника в блоке цилиндров.
13. Вкладыш центрального подшипника в крышке подшипника.
14. Вкладыш шатунных подшипников.
15. Шайбы толщиной 4,5 нн.
16. Передаточный (ведомый) диск толщиной 1,5 мм и диа-
метром 286 мм.
17. Передаточный (ведомый) диск толщиной 1 нн и диамет-
ром 287 мм.
18. Стяжной болт для передаточных дисков Н12x1, 5x23 мм
(8 штук).
19. Венец с приваренным стальным кольцом.
20. Центральные болты.
21. Пружинная шайба В6.
22. Гайка Мб.
3.
4.
5.
9.
10.
Штифт
установочный.
Болт крепления маховика.
Зубчатый венец привода стартера.
Маховик для автоматической коробки передач.
Диск привода.
Дистанционная шайба.
Штифт
установочный.
Болт крепления дисков привода.
Маховик
1. Зубчатый венец привода стартера.
2. Маховик,
А Установка маховика уже описана выше. При по-
вторном использовании старого маховика плос-
кости нужно проверить на царапины и износ.
* Если устанавливается новый маховик, то он
должен быть такого же веса, как и старый.
Промежуточный фланец
* Если устанавливается промежуточный фланец,
то его нужно центрировать.
А
Вставить промежуточный фланец в централь-
ные штифты на блоке цилиндров и слегка затя-
нуть болты крепления.
Укрепить часовой индикатор на коленчатом валу
и установить его щуп на внешний диаметр круг-
лой центральной части промежуточного флан-
ца.
Провернуть коленчатый вал и измерить наивыс-
шее биение. При вращении коленчатого вала
обратить внимание на то, чтобы щуп часового
индикатора не завис в выемке промежуточного
фланца.
С помощью легких ударов по промежуточному
фланцу скорректировать биение. Если оно
слишком велико, то снять промежуточный фла-
нец, оба отверстия для центральных штифтов
рассверлить до диаметра от 12,1 до 12,2 мм,
установить более толстые штифты и повторить
измерение.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ И МЕХАНИЗМ
ПРИВОДА
Распределительные валы 8-цилиндровых
двигателей располагаются каждый на 5 подшип-
никах, которые бывают нормальные и двух ремон-
тных размеров, так что шейки распределительно-
го вала можно дважды перешлифовывать. У 6-ци-
линдровых двигателей распределительные валы
расположены в корпусе распределительных валов.
Левый распределительный вал опирается на 5, а
правый на 6 подшипников (опор). Имеются корпу-
са распределительных валов нормального и двух
ремонтных размеров, поэтому шейки распредели-
тельных валов также могут дважды перешлифовы-
ваться. Корпуса распределительных валов долж-
ны обрабатываться только планомерно, когда на
трущихся поверхностях заметны механические по-
вреждения. Искривленный корпус распределитель-
ного вала подгоняется снова при затяжке на го-
ловке цилиндров.
Проверка распределительных
валов
а Проверить осевой зазор распределительных
валов.
Проверить подшипники распределительных ва-
лов и шейки валов, чтобы определить, находится
ли масса в требуемых пределах.
Используя призмы и часовой индикатор, про-
верить, находится ли биение рас-
пределительных валов в требуемых пределах.
Износ или повреждения кулачков могут приве-
сти к неисправностям в механизме управления
/