BMW 7 Series 1986-2001 model years with petrol and diesel engines Руководство пользователя

Тип
Руководство пользователя
Бензино одели: 728вые м i;
730i; 732i; 73 5i; 740i; 750i
исключая 16 клапанные двигатели
Турбодизельные модели:
725tds
Выпуска 1986 - 1995 годов
Выпуска 1996 - 2001 годов
Практическое руководство
ББК39.335.5
УДК626. 114.6
А956
.
BMW-7. Бензиновые модели 728i, 730i, 732i, 735i, 740i, 750i исключая 16-клапанные
двигатели. Турбодизельные модели 725i. Выпуска 1986 -1995 годов. Выпуска 1996 - 2001
годов. Практическое руководство. Под редакцией С. Афонина. "ПОНЧиК", 2002 г., 224 с.
В настоящем руководстве рассматриваются методы ремонта автомобилей BMW - 7, а
также неисправности, их диагностика и устранение.
В руководстве описана конструкция автомобиля, изложены последовательно и подробно
различные сборочно-разборочные операции, ремонтные и регулировочные работы на
автомобиле. Описаны приемы работ в условиях специализированной мастерской с
использованием специальных приспособлений. Также даны конкретные рекомендации по уходу
за автомобилем в условиях домашней мастерской.
Руководство предназначено для технически грамотных автовладельцев и работников СТО
В данном руководстве даны характеристики, относящиеся ко всем вариантам указанного
автомобиля, поэтому часть информации не имеет отношения именно к Вашей машине.
Поскольку конструкция автомобиля и технологический процесс его производства
постоянно совершенствовались, приведенные в книге данные могут не соответствовать
конкретной модификации автомобиля. Иллюстрации и техническая информация были
действительны на момент отправки книги в печать.
Мы не несём ответственности за какие-либо неточности или упущения в данном руко-
водстве, но предприняли всё возможное, чтобы сделать его максимально понятным и точным.
ISBN 5-8069-0067-3
Издательство " ПОНЧиК", 346880, Батайск, Ростовской обл., ул. Ушинского, 14
Подписано в печать с готовых диапозитивов издательства "ПОНЧиК" 25. 05. 2002. Формат
60х84\8 Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. листов26,
05. Усл. изд. листов 25, 58. Тираж 1000 экз. (2-й завод). Заказ 17.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО «Терра».
344034, г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, 33, тел. 99-94-78.
ПЛД№65-110от 15.07.97.
ПОНЧиК, 2002
ИДЕНТИФИКАЦИЯ/ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
АВТОМОБИЛЯ
Идентификационные номера автомобиля
Заводская табличка типа автомобиля закрепляется в моторном отде-
лении на брызговике правого переднего колеса. В ней указываются модель
и номер серии автомобиля, полная масса, полная транспортная масса и
нагрузки на переднюю и заднюю оси.
Номер шасси
Номер шасси выбит на силовом элементе брызговика правого пе-
реднего крыла.
Номер двигателя
Номер двигателя выбит на левой стороне блока цилиндров над стар-
тером.
Табличка с кодом цвета
Табличка с кодом цвета автомобиля расположена рядом с заводской
табличкой типа автомобиля.
ВНИМАНИЕ: При заказе запасных частей следует обязательно ука-
зывать номер типа автомобиля, а также год выпуска, т.к. изгото-
витель постоянно проводит изменения конструкции.
Общее описание
Автомобили BMW 7 серии выпускаются с двигателями различных
концепций: 6-цилиндровый бензиновый двигатель, 6-цилиндровый турбо-
дизель, 8-цилиндровый V-образный двигатель и 12-цилиндровый V-образ-
ный двигатель.
Силовой агрегат расположен продольно в моторном отсеке, и его
можно вытащить только вверх с помощью соответствующего крана или
подъемного устройства.
6-цилиндровые бензиновые двигатели носят обозначение МЗО или
М52. Головка блока и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого спла-
ва. Этот сплав обеспечивает лучшую теплопроводность и меньший вес по
сравнению с обычным чугуном. Благодаря этому улучшаются охлаждение и
топливная экономичность. Головка
блока цилиндров с 4 клапанами на
цилиндр имеет регулируемый рас-
пределительный вал для впускных
клапанов (обозначение VANOS по
спецификации фирмы BMW).
На модели 725tds устанавли-
вается 6-цилиндровый турбодизель
М51 с рабочим объемом 2,5 л. Блок
цилиндров изготовлен из серого чу-
гуна, головка блока цилиндров - из
легкого сплава.
В блоке цилиндров находят-
ся отверстия цилиндров. При силь-
ном износе или царапинах на стен-
ках цилиндров можно отхонинговать
цилиндры в мастерской или пере-
шлифовать их. После этого нужно бу-
дет установить поршни ремонтного
размера.
Головка блока цилиндров на
всех двигателях изготовлена по
принципу поперечного потока. Это
означает, что свежая топливовоздуш-
ная смесь поступает к одной стороне
головки блока, а выхлопные газы
выходят с другой стороны головки.
Благодаря использованию такого
принципа обеспечивается более бы-
стрый газообмен. В верхней части го-
ловки блока цилиндров находится
распределительный вал/валы. Ди-
зельный двигатель имеет всего лишь
один распредвал. Бензиновые дви-
гатели с 4 клапанами на цилиндр
имеют 2 распредвала, один из кото-
рых приводит в действие только впу-
скные клапаны, а другойвыпуск-
ные клапаны. Также, как и у дизеля,
привод распредвалов осуществляет-
ся с помощью роликовой цепи. Впу-
скные и выпускные клапаны совре-
менных двигателей оснащены необ-
служиваемыми гидравлическими
толкателями. На этих двигателях ре-
гулировка клапанных зазоров не
производится.
6-цилиндровые двигатели ос-
нащены системой изменения фаз га-
зораспределения на распределитель -
ном валу, которая сокращенно на-
зывается VANOS. При ее работе рас-
предвал для впускных клапанов в за-
висимости от числа оборотов дви-
гателя с помощью исполнительного
механизма поворачивается относи-
тельно звездочки привода, что обес-
печивает оптимальные фазы газорас-
пределения. Исполнительное устрой-
ство управляется блоком управления
3
Идентификация/общее описание автомобиля
двигателя, которое открывает и за-
крывает масляный нагнетательный
клапан.
Для смазки двигателя служит
масляный насос, который у 6-ци-
линдровых бензиновых двигателей
находится впереди в масляном под-
доне и приводится в действие це-
пью от коленчатого вала. У дизель-
ного двигателя масляный насос на-
ходится в крышке корпуса приво-
да газораспределительного меха-
низма (ГРМ) со стороны коленвала
и связан с ним зубчатой передачей.
Находящееся в поддоне моторное
масло поступает по отверстиям и
трубопроводам к подшипникам
коленчатого и распределительного
валов и в отверстия цилиндров.
Водяной насос находится впе-
реди на блоке цилиндров и его вал
при соответствующей температуре
соединяется через вязкостную муфту
с вентилятором радиатора. Привод
водяного насоса осуществляется
через поликлиновый ремень, ко-
торый приводит в действие и гене-
ратор. Следует иметь в виду, что сис-
тема охлаждения круглый год запол-
няется специальной охлаждающей
жидкостью (ОЖ), которая представ-
ляет собой водный раствор антифри-
за, содержащего специальные анти-
коррозийные добавки.
Для подготовки воспламеняе-
мой бензиново-воздушной смеси
служит электронная система зажига-
ния и впрыска, которая обеспечива-
ет долговременные низкие значения
токсичности выхлопных газов. Сис-
тема зажигания с отдельными катуш-
ками зажигания не имеет движущих-
ся деталей, поэтому работает без из-
носа. У дизельного двигателя дози-
ровка топлива регулируется с помо-
щью электронного устройства DDE
(цифровая электроника дизеля).
Бензиновые двигатели по-
требляют топливо с октановым чис-
лом 95, но с помощью регулировки
детонации по цилиндрам допуска-
ется использование других сортов
бензина. При использовании бензи-
на с октановым числом 98 расход
топлива при нормальной эксплуата-
ции снижается, а мощность возрас-
тает. При использовании бензина с
октановым числом 91 мощность па-
дает, а расход топлива возрастает.
Основные технические параметры двигателей
Идентификация/общее описание автомобиля
Двигатель МЗ0
Двигатель М70 (двенадцатицилиндровый двигатель)
1 — впускной клапан; 2 — распределитель зажигания;
3 — распределительный вал; 4 коромысло; 5 — впускной
коллектор; 6 — шатун; 7 — коленчатый вал; 8 — поршень;
9 — датчик уровня масла; 10 — генератор; 11 — цепь привода
распредвала.
Двигатель М52 (четыре клапана на цилиндр)
Двигатель М51 (725tds)
1 — распределительный вал; 2 — гидротолкатель; 3 — кла-
пан; 4 — турбокомпрессор (турбонагнетатель); 5 — термо-
стат; 6 — водяной насос; 7 — масляный насос; 8 — вискомуф-
та; 9 — поликлиновый ремень; 10 — натяжитель поликлино-
вого ремня; 11 цепь привода ГРМ; 12 — вакуумный насос;
13 — впускной коллектор.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Установка первого цилиндра в верхнюю
мертвую точку (ВМТ)
ВНИМАНИЕ: Под понятием
мелкий ремонт двигателя под
разумевается ремонт, который
можно осуществить, не снимая
двигатель с автомобиля. Вся ин
формация относительно сня
тия, установки и переборки дви
гателя дана в следующем раз
деле. _______________________
ВНИМ
А
НИЕ: Первы
й
цилин
д
р расположен
б
лиже всех к ра
д
иатору.
Следующая процедура предполагает, что распределитель (если име-
ется) установлен в соответствующее положение. Если вы пытае-
тесь найти ВМТ, чтобы правильно ориентировать распределитель,
положение поршня должно быть определено по компрессии в первом
цилиндре и последующему совмещению меток момента зажигания
или
у
становке на маховик спе
ц
иального инст
ру
мента.
Ремонтные операции,
выполняемые без снятия
двигателя с
автомобиля
Очистите моторный отсек и
поверхность двигателя, прежде чем
начинать работу. Это предотвратит
попадание грязи на внутренние эле-
менты двигателя.
Возможно, потребуется снять
капот, чтобы облегчить доступ к нуж-
ным элементам. Прикройте крылья
ветошью, чтобы не повредить их ок-
раску.
Если возникла необходимость
замены прокладки или сальника (из-
за утечки вакуума, масла, охлаждаю-
щей жидкости или отработавших га-
зов), ремонт, как правило, может
быть выполнен в моторном отсеке.
Прокладки впускного и выпускного
коллекторов, прокладка поддона,
сальники коленвала и прокладка го-
ловки блока цилиндров, как прави-
ло, доступны без снятия двигателя.
Внешние элементы, такие как
впускной и выпускной коллекторы,
поддон, масляный насос, водяной
насос, стартер, генератор, распреде-
литель и элементы топливной сис-
темы также могут быть удалены для
ремонта без снятия двигателя.
Кроме того, ниже описано
снятие головки блока цилиндров. Вы-
полнять ремонтные операции, касаю-
щиеся распредвала, коромысел и
клапанов, легче всего после снятия
двигателя.
Однако на некоторых двига-
телях распредвал может быть уда-
лен без снятия двигателя, так как он
удерживается в положении крышка-
ми подшипников.
В крайнем случае (при отсут-
ствии необходимого оборудования)
ремонт или замена поршневых ко-
лец, поршней, шатунов и шатунных
подшипников могут быть выполне-
ны без снятия двигателя. Однако де-
лать это не рекомендуется из-за
сложности подготовительной очист-
ки компонентов и соответственно
риска попадания грязи в двигатель.
Верхняя мертвая точка (ВМТ)
самая верхняя точка хода поршня
в цилиндре. Каждый поршень дос-
тигает ВМТ на такте сжатия и на так-
те выпуска.
Установка поршня в ВМТ - су-
щественная часть многих процедур,
например, снятия цепи и распреде-
лителя.
Перед началом этой процеду-
ры убедитесь, что рычаг переключе-
ния передач стоит в нейтральном по-
ложении, затяните ручной тормоз
или заблокируйте задние колеса. От-
ключите системузажигания, отсоеди-
нив провод катушки зажигания от
центральной клеммы крышки рас-
пределителя и заземлив его на блок
двигателя перемычкой. Снимите све-
чи зажигания.
Чтобы установить любой из
поршней в ВМТ, поверните колен-
вал, используя один из описанных
ниже методов. Если смотреть от пе-
редней части двигателя, коленвал
вращается по часовой стрелке.
Попросите помощника пово-
рачивать ключ зажигания в положе-
ние запуска на'короткое время и дай-
те ему сигнал, когда коленвал при-
близится к нужному положению. За-
тем установите ключ и подкоррек-
тируйте положение коленвала.
Метод I
Проворачивание ведется с по-
мощью накидного ключа, установ-
ленного на болт переднего конца ко-
ленвала.
Метод 2
Проворачивание коленвала
ведется с помощью накидного клю-
ча, установленного на центральную
гайку шкива генератора (через кли-
ноременную передачу). • Найдите на
крышке распределителя клемму
провода свечи зажигания первого
цилиндра. Если клемма не отмечена,
проследите провод от свечи к
крышке распределителя (первый
цилиндр расположен ближе всех к
радиатору).
Пометьте клемму фломастером
или мелом на корпусе распредели-
теля или крышке привода.
Снимите крышку распределите-
ля.
Проверните коленвал так, что-
бы совместились установочные мет-
ки (расположены у передней части
двигателя).
На некоторых двигателях нет по-
добных установочных меток, вместо
этого имеется установочное отвер-
стие или метка в маховике, которое
должно совместиться с отверстием
или указателем в заднем фланце
блока цилиндров. На этом двигателе
проверните коленвал так, чтобы
бегунок распределителя приблизил-
ся к клемме свечи первого цилинд-
ра, затем поверните коленвал еще
немного, чтобы установочные отвер-
стия или метки совместились, и в них
можно было вставить подходящее
сверло (если есть возможность).
Варианты установочных меток
маховика (1) и заднегофланца (2)
блока цилиндров
Вариант ? (ранние модели
автомобилей)
Мелкий ремонт двигателя
Вариант 2 (более поздние модели
автомобилей)
Бегунок распределителя (если
есть) теперь должен указывать точ-
но на метку, которую вы сделали на
корпусе распределителя или крышке
привода.
Если бегунок отстоит от метки
на 180°, поршень первого цилиндра
находится в ВМТ в такте выпуска.
Чтобы переместить поршень к ВМТ в такте сжатия, проверните колен-
вал на полный оборот (360°) по часовой стрелке. Бегунок должен теперь
указывать на метку на распределителе или крышке привода, а установоч-
ные метки момента зажиганиябыть совмещены.
ВНИМАНИЕ: При снятой крышке головки блока цилиндров, оба ко-
ромысла клапанов первого цилиндра должны быть свободными и
иметь ощутимый зазор.
ВНИМАНИЕ: Когда бегунок указывает на нужную клемму, а со
вместить установочные метки не удается, возможно, приводная
цепь соскочила с зубцов звездочки или изначально была установлена
неправильно. ________________________________________________
После того, как поршень первого цилиндра установлен в ВМТ в такте
сжатия, ВМТ для любого из оставшихся поршней можно найти, просто по-
ворачивая коленвал и следуя порядку работы цилиндров. Отметьте место-
положения клемм проводов оставшихся свечей зажигания, используя тот
же метод. Когда бегунок распределителя указывает на одну из таких меток,
поршень соответствующего цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ МЗО
Крышка головки блока
цилиндров - снятие и
______
установка
___
Снятие
Отсоедините провод массы от
аккумулятора.
Отделите от крышки головки
блока цилиндров шланг сапуна.
Где необходимо, открутите и
снимите кронштейн впускного кол-
лектора и, если установлен, крон-
штейн датчиков или стабилизатора
воздушного потока на холостом ходу
(отсоедините от датчиков и ста-
билизатора электрические соедини-
тели).
Где необходимо, отключите
электросоединитель датчика воздуш-
ного потока. Выпустите жгут прово-
дов из скоб и переместите его в сто-
рону.
Где необходимо, отсоедините от
впускного воздуховода патрубки и
шланги, затем ослабьте зажим и от-
делите воздуховод от корпуса дрос-
селя. Открутите монтажные гайки ко-
жуха воздушного фильтра и снимите
кожух вместе со шлангом и датчиком
воздушного потока.
Отверните крепежные гайки кла-
панной крышки в определенной по-
следовательности.
Некоторые двигатели имеют де-
вять гаек/болтов крепления. Допол-
нительный (девятый болт), находя-
щийся в передней части крышки око-
ло распределителя зажигания, отво-
рачивается последним.
Где необходимо, отсоедините
провода свечей зажигания от крышки
распределителя и сместите их в
сторону. Обычно нет необходимости
отсоединять провода от свечей за-
жигания.
Снимите клапанную крышку и
прокладку. Выбросьте старую про-
кладку, при установке следует ис-
пользовать новую. Где необходимо,
снимите крышку распредвала. Если
установлен, снимите полукруглый ре-
зиновый уплотнитель из прорези на
передней стороне головки блока ци-
линдров.
Установка
С помощью скребка счистите
старый герметик с контактных по-
Установите в прорезь на перед-
ней стороне головки блока цилинд-
ров новый полукруглый резиновый
уплотнитель (если необходимо). На-
несите на контактную с прокладкой
клапанной крышки поверхность уп-
лотнителя специальный герметик.
ВНИМАНИЕ: В течение десяти
минут после нанесения герме
тика необходимо установить
клапанную крышку и затянуть
гайки._______________________
Установите крышку распредва-
ла (некоторые двигатели), клапан-
ную крышку и новую прокладку. Ус-
тановите шайбы и гайки, зажмите
гайки равномерно и надежно в по-
следовательности, обратной изобра-
женной (см. рис. выше). Не перетя-
гивайте гайки - они не должны де-
формировать клапанную крышку.
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию.
Впускной коллектор -
снятие и установка
Снятие
Дайте двигателю полностью ос-
тыть, затем сбросьте давление в сис-
теме впрыска топлива.
верхностей клапанной крышки и го-
ловки блока цилиндров.
ВНИМАНИЕ: Будьте очень ос
торожны, чтобы не поцарапать
поверхности. В продаже есть
специальные составы, которые
весьма облегчат задачу. После
того, как все следы герметика
удалены, оботрите поверхности
ветошью, смоченнойподходящим
растворителем. ______________
Отсоедините провод массы от
аккумулятора.
Слейте некоторое количество ох-
лаждающей жидкости, чтобы ее уро-
вень опустился ниже впускного кол-
лектора. Если охлаждающая жид-
кость не загрязнена и не изменила
цвет, ее можно использовать повтор-
Мелкий ремонт двигателя
Ослабьте хомут и отсоедините
большой впускной воздуховод от
корпуса дросселя. Возможно, придет-
ся снять полную сборку воздушного
фильтра/впускного воздуховода,
чтобы образовалось достаточное ра-
бочее пространство.
Отсоедините шланги системы
охлаждения от корпуса дросселя/
впускного коллектора.
Отсоедините тросик педали га-
за и, если имеется, тросик системы
управления скоростью движения.
Снимите трубку и клапан рецир-
куляции выхлопных газов (EGR).
Отсоедините вакуумный шланг
от регулятора давления топлива и от-
ключите электрические соединители
от топливных форсунок.
Отсоедините топливопроводы от
топливной магистрали. •
Отсоедините все оставшиеся
шланги и провода, прикрепленные
между сборкой впускного коллекто-
ра/корпуса дросселя и двигателем
или кузовом.
Отверните болты и/или гайки,
крепящие коллектор к головке блока
цилиндров. Начните с концов и
двигайтесь к середине коллектора,
ослабляя каждый крепежный эле-
мент понемногу. Поддержите коллек-
тор, чтобы он не упал.
ВНИМАНИЕ: Коллектор мож-
но снять без снятия корпуса
дросселя, форсунок, заслонок, ре-
гулятора давления топлива и
карбюратора. Если коллектор
подлежит замене, переставьте
на новый коллектор все внеш-
ние компоненты и трубки, пре-
жде чем устанавливать его па
головку блока цилиндров.
Посмещайте коллектор вверх-
вниз, чтобы отделилась прокладка,
затем поднимите его от головки бло-
ка и снимите прокладку.
Установка
Снимите старую прокладку, за-
тем аккуратно счистите все следы
герметика с контактных поверхно-
стей коллектора и головки. Будьте
очень осторожны, не поцарапайте
мягкие алюминиевые поверхности. В
продаже есть специальные раство-
ряющие составы, которые весьма об-
легчат задачу. Убедитесь, что поверх-
ности чистые.
Проверьте коллектор на дефор-
мацию, наличие трещин, признаков
коррозии и других повреждений.
Трещины и искривление поверхно-
сти обычно обнаруживаются около
прокладки. Если повреждения обна-
ружены, поручите специалисту ре-
монт или замените коллектор.
При установке коллектора все-
гда используйте новую прокладку.
Если одна из сторон прокладки по-
крыта графитом, она должна быть
обращена к головке блока цилинд-
ра
Установите гайки и болты и,
двигаясь от центра к концам, посте-
пенно зажмите их требуемым мо-
ментом затяжки.
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию.
Выпускной коллектор -
__
снятие
и установка
__
ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что
двигатель полностью остыл,
прежде чем начинать работу на
выхлопной системе.
Отсоедините провод массы от
аккумулятора.
На моделях, где воздушный
фильтр находится на стороне выпу-
скного коллектора, снимите сборку
кожуха воздушного фильтра и/или
датчик воздушного потока, чтобы
создать достаточное рабочее про-
странство.
Отсоедините и сместите жгут
проводов свечей зажигания в сто-
рону.
Пометьте, затем отсоедините
или снимите все провода, шланги,
патрубки и т. д., которые мешают сня-
тию коллектора. Не забудьте отсоеди-
нить датчик содержания кислорода,
где используется.
Поддомкратьте автомобиль и
надежно установите его на осевых
подпорках. Работая под автомоби-
лем, отделите от коллектора отво-
дящую выхлопную трубу. Нанесите на
стык специальный состав, смягчаю-
щий ржавчину, чтобы облегчить сня-
Опустите автомобиль на землю.
Двигаясь от концов коллектора к
центру, постепенно ослабьте крепеж-
ные гайки и снимите их.
Отведите коллектор от головки
блока цилиндров, затем снимите ста-
рые прокладки.
ВНИМАНИЕ: Будьте очень ос-
торожны, не повредите датчик
содержания кислорода.
Очистите контактные с проклад-
кой поверхности головки блока ци-
линдров и коллектора и убедитесь,
что резьба стоек выпускного коллек-
тора не повреждена.
Осмотрите коллектор на нали-
чие деформирования, трещин, при-
знаков коррозии и других повреж-
дений. Отремонтируйте или замените
элементы по мере необходимости.
При установке коллектора ис-
п -ользуйте новые прокладки. Двига
ясь от центра к концам коллектора,
постепенно зажмите гайки его креп-
ления к головке блока цилиндров
требуемым моментом затяжки. За-
жмите также гайки крепления отво-
дящей выхлопной трубы к коллек-
тору.
Далее производите установку в
обратном снятию порядке.
Крышки
приводной цепи
-
-
СНЯТИЕИ
установка
ВНИМАНИЕ: Верхняя крышка
приводной цепи может быть
снята отдельно. Если необходи-
мо спять обе крышки, потребу-
ются специальные инструмен-
Снятие
Отсоедините провод массы от
аккумулятора.
Если вы снимаете нижнюю
крыш (ку приводной цеги верхняя
крышка может быть снята отдельно),
снимите вентилятор, егс кожух, ра-
диатор и шкив приводного ремня
вентилятора.
На двигателях, где крышка рас-
пределителя установлена непосред-
ственно на крышке приводной цепи,
снимите крышку распределителя,
бегунок и расположенную под ним
черную пластиковую крышку.
На двигателях ИЗО ранних го-
дов выпуска снимите распредели-
тель с верхней крышки привода.
Снимите клапанную крышку.
8
Мелкий ремонт двигателя
Если необходимо снять нижнюю
крышку приводной цепи, снимите
шкив коленвала с виброгасителя/
ступицы. Удерживая шкив неподвиж-
ным с помощью ключа (установите
центральный болт), открутите болты
шкива другим ключом.
Снимите ступицу/виброгаси-
тель, заблокировав коленвал специ-
альным инструментом и ослабив
большой центральный болт.
Если специальный инструмент,
упомянутый в предыдущем пункте,
недоступен, на некоторых двигателях
можно заблокировать коленвал, сняв
смотровую крышку маховика/
приводного диска и вставив широкую
отвертку в зубцы венца.
Открутите заглушку и снимите
пружину механизма натяжения при-
водной цепи. Если плунжер механиз-
ма натяжения не вышел вместе с пру-
жиной, извлеките его из установоч-
ного отверстия.
ВНИМАНИЕ: Откручивая за
глушку механизма натяжения,
надежно удерживайте ее, по
скольку она может быть вы
толкнута пружиной._________
Если вы снимае верхнюю те
крышку привода на двигателе, сни-
мите крышку термостата и извлеките
термостат.
Чтобы снять на этом двигателе
нижнюю крышку привода, ослабьте
монтажные болты генератора и от-
ведите генератор в сторону. Снимите
передний болт нижнего кронштейна
крепления и ослабьте другие болты.
Отсоедините также кронштейн
насоса усилителя рулевого управления
и сместите его в сторону.
Открутите болты и гайки, кре-
пящие верхнюю крышку приводной
цепи к блоку двигателя, и снимите
крышку. Зарисуйте расположение
болтов, чтобы можно было устано-
вить их в те же самые отверстия, из
которых они были сняты. Снимите
верхнюю крышку приводной цепи.
Если крышка не снимается, слегка
ударьте по ней резиновой киянкой.
На двигателях ранних годов выпуска
снимите приводной вал распре-
делителя.
Снимите болты и гайки, крепя-
щие нижнюю крышку приводной цепи
к блоку двигателя. Не забудьте снять
три болта, которые крепят основание
крышки к переднему краю масляного
картера. Ослабьте оставшиеся болты
поддона.
Проведите острым ножом меж-
ду прокладкой поддона и нижней
крышкой приводной цепи. Будьте
очень осторожны, не повредите и не
запачкайте прокладку, чтобы ее можно
было использовать повторно.
Отделите нижнюю крышку при-
водной цепи, постучав по ней рези-
новой киянкой или вставив под нее
деревянный клин и ударяя по нему
молотком. Не отжимайте крышку с
помощью отвертки, поскольку это
может привести к повреждению кон-
тактных поверхностей.
С помощью скребка снимите с
крышки и блока двигателя все следы
старого герметика.
ВНИМАНИЕ: Будьте очень ос
торожны, не поцарапайте мяг
кие алюминиевые поверхности.
Старайтесь также не
повредить и не загрязнить
прокладку поддона. После того,
как следы герметика удалены,
оботрите поверхности
ветошью, смоченной раствор
Установка
Замените передние сальники.
Нанесите на уплотнительные кромки
сальников небольшое количество
масла.
Нанесите тонкий слой специаль-
ного герметика на прокладку масля-
ного картера, где она соприкасается
с нижней крышкой приводной цепи.
Нанесите дополнительное количество
герметика на края прокладки,
прилегающие к блоку двигателя,
ВНИМАНИЕ: Если прокладка
масляного картера повреждена,
вместо установки новой про
кладки можно отрезать повре
жденную переднюю часть, и, ис
пользуя ее как образец, выре
зать часть новой прокладки кар
тера. Закройте обнажившуюся
внутреннюю область картера
ветошью, затем счистите все
следы старого герметика с уча
стка, где прокладка была уда
лена. Прикрепите вырезанный
кусок повой прокладки к масля
ному картеру специальным
клейким составом, затем при
мените герметик, как описано
в начале этого пункта. _______
Покройте обе стороны новой
прокладки нижней крышки привод
ной цепи герметиком, затем прило
жите крышку к передней части дви
гателя. Установите болты и зажмите
ихтребуемым моментом затяжки. Ра-
ботайте в диагональной последова
тельности.
_____
ВНИМАНИЕ: Сначала зажмите
болты крепления крышки к бло-
ку двигателя, затем - болты
крепления масляного картера к
крышке. Если прокладка высту-
пает наружу, срежьте ее.
Установите верхнюю крышку
приводной цепи также, как нижнюю.
Если прокладка выступает наружу,
срежьте ее лезвием.
ВНИМАНИЕ: После применения
герметика сборка должна быть
закончена в течение 10 минут,
т.к. по истечении этого време-
ни герметик затвердеет.
Наживите болты (1) и (2), затем
затяните остальные болты в указан-
ной последовательности, и лишь по-
сле этого окончательно затяните бол-
ты(1)и (2).
Производите установку, дейст-
вуя в обратном снятию порядке.
Мелкий ремонт двигателя
приводная цепь и звездочки
- снятие, осмотр и установка
В двигателе МЗО привод га-
зораспределительного механизма
осуществляется цепью. Она обеспе-
чивает синхронное вращение рас-
пределительного вала в два раза
медленнее коленчатого.
Малый объем камер сгорания
этого двигателя также не допускает
возможности открытия клапана в тот
момент, когда поршень находится
рядом с ВМТ. Такое может произой-
ти при неправильной установке це-
пи или распредвала относительно
коленчатого вала. В этом случае кла-
пан столкнется с поршнем, и двига-
тель выйдет из строя.
Чтобы цепь (2) привода рас-
пределительного вала (8) не прови-
сала и не шумела, она должна быть
постоянно натянута. Для этого при-
меняется покрытый пластмассой
башмак натяжителя (4), который
прижимается к цепи подпружинен-
ным поршнем натяжителя (2). Для
гашения колебаний цепи имеется
масляный демпфер (3), предотвра-
щающий раскачивание поршня на-
тяжителя. Противоположная ветвь
цепи с обеих сторон заключена ме-
жду успокоительными планками (7).
Масляный насос (6) приво-
дится в движение отдельной цепью.
Эта короткая цепь часто является
причиной воющих шумов в старых
двигателях, поскольку не имеет на-
тяжителя и поэтому может колебать-
ся при работе двигателя.
ВНИМАНИЕ: Не вращайте
распредвал или коленвал, пока
приводная цепь снята, т.к. при
этом клапаны могут ударить
по поршням, что приведет к
дорогостоящему ремонту.
Снятие
Установите поршень первого ци-
линдра в ВМТ в такте сжатия,
Снимите клапанную крышку.
Fine раз убедитесь, что поршень пер-
вого цилиндра находится в ВМТ в
такте сжатия (коромысла первого ци-
линдра не сжимают пружины кла-
панов).
Снимите верхнюю крышку при-
водной цепи. Заметьте местоположе-
ние установочных меток распредва-
ла, которые должны теперь совмес-
титься. На двигателях с шестью ци-
линдрами линия, проведенная через
два противоположных болта креп-
ления звездочки распредвала долж-
на быть строго вертикальна, а ли-
ния, проведенная через два других
болта - горизонтальна. Кроме того,
отверстие для установочного штифта
должно быть в нижнем левом углу
(между 7 и 8 часами).
ВНИМАНИЕ: Поскольку двига-
тель установлен в моторном
отсеке под углом, все ссылки па
горизонтальное и вертикальное
положение при регулировке по-
ложения распредвалов даны по
отношению к колеивалу, а не к
земле.
Заблокируйте коленвал ключом,
установив его на центральный болт
виброгасителя, затем ослабьте (но
не снимайте) четыре болта, крепя-
щие звездочку к распредвалу. Будьте
очень осторожны, не поверните
распредвал или коленвал.
ВНИМАНИЕ: Болты звездочки
распредвала на некоторых ран-
них моделях имеют блокирую-
щие язычки. Отогните их, пре-
жде чем ослаблять болты.
Снимите нижнюю крышку при-
водной цепи.
Открутите и снимите четыре бол-
та звездочки распредвала, затем от-
ведите цепь от звездочки коленвала
и аккуратно снимите цепь с двига-
теля вместе со звездочкой распред-
вала. Осмотр
Звездочки
Осмотрите зубцы звездочек ко-
ленвала и распредвала на наличие
признаков износа. Если звездочка из-
ношена, рабочие стороны зубцов бу-
дут слегка вогнуты. В этом случае
звездочки должны быть заменены.
ВНИМАНИЕ: Звездочка коленва-
ла напрессована па коленвал и
может быть снята только с по-
мощью съемника после удале-
ния сегментной шпонки и мас-
ляного насоса. Рекомендуется
устанавливать новую звездочку
на коленвал, предварительно на-
грев ее до 200°С. По этой при-
чине, если звездочка коленвала
требует замены, рекомендуется
снять коленвал, отвести его в
автомастерскую и поручить
замену звездочки специалисту.
Приводная цепь
Цепь следует менять, если ее не
удается достаточно натянуть (при ра-
боте возникает чрезмерный шум)
или если звездочки изношены. Ре-
комендуется менять цепь при каж-
дой переборке двигателя.
Направляющая цепи и механизм
натяжения
Осмотрите направляющую цепи
и направляющую механизма натяже-
ния на наличие углублений, выра-
ботанных цепью. Замените их, если
они чрезмерно изношены. Направ-
ляющие можно заменить после сня-
тия стопорных колец.
Потрясите плунжер механизма
натяжения и убедитесь, что распо-
ложенный внутри шарик постукива-
ет. Если звука не слышно, замените
плунжер.
* Подуйте сначала в закрытый ко-
нец плунжера, затем в его
шлицевой конец. В первом случае
воздух не должен проходить через
плунжер, а во второмтечь через
него свободно. Если это не так,
замените механизм натяжения.
10
Мелкийремонт двигателя
Установка
Установите направляющую ме-
ханизма натяжения и направляющую
цепи.
1
Временно установите нижнюю
крышку приводной цепи и виброга-
ситель, проверьте совмещение уста-
новочных меток колен вала и вновь
снимите виброгаситель и крышку.
Проложите приводную цепь по
звездочке коленвала, а затем по звез-
дочке распредвала и, поместив цепь
между направляющей цепи и на-
правляющей механизма натяжения,
установите звездочку на распредвал.
Убедитесь, что установочные метки
распредвала совмещены.
* Далее произведите установку в
порядке, обратном снятию.
Натяжитель цепи
- снятие
и установка
При шумной работе цепи ме-
ханизма газораспределения необхо-
димо снять и проверить натяжитель
цепи, он установлен с правой сторо-
ны двигателя. Натягивание цепи рас-
пределительного механизма проис-
ходит поддействием пружины и дав-
ления масла в натяжителе, которое
напрямую зависит от давления мас-
ла в двигателе.
Посторонние звуки работы
цепи могут иметь следующие при-
чины:
Плохая продувка плунжера.
Изношенный плунжер.
Засоренная щель продува (вен-
тиляционная щель).
* Неисправен шариковый клапан.
Слишком малая или слишком
большая жесткость пружины.
Снятие
Отверните замыкающий болт
плунжера. _____
ВНИМАНИЕ: Болт находится
под сильным давлением пружи
ны. ________________________
Снимите пружину и плунжер на-
тяжителя цепи.
Проверка
Измерьте длину пружины в сво-
бодном состоянии. Она должна со-
ставлять 155,5 мм.
Чтобы убедиться, что шарик (Н)
двигается свободно, встряхните
плунжер (К).
Проверьте работу клапана. Для
этого необходимо вдувать сжатый
воздух в плунжер со стороны, ука-
занной на рисунке цифрой 1, при
этом клапан должен открыться. При
вдувании воздуха в направлении 2,
клапан должен закрыться.
В противном случае выбейте
клапан (F) из втулки (G) и очистите
его. Обратите внимание на то, что-
бы щель продува (1) была чистая.
Установка
В отверстие в блоке цилиндров
двигателя залейте масленкой около
100см
Установите плунжер с пружиной
и новым уплотнительным кольцом
и наверните рукой замыкающий
болт.__________
ВНИМАНИЕ: Конусный конец
пружины должен быть обращен
в сторону болта. ___________
Отвернув болты крепления, сни-
мите крышку головки блока цилин-
дров и крышку шестерни распред-
вала.
Перемещайте натяжитель в обе
стороны до тех пор, пока у замы-
кающего болта не появится масло и
не будет чувствоваться сопротивле-
ние перемещению.
Затяните замыкающий болт уси-
лием 35 Нм.
Закрепите крышку головки бло-
ка цилиндров и крышку шестерни
распредвала.
сальники -замена
ВНИМАНИЕ
:
Сальники
установлены уплотнительными
кромками внутрь (к
двигателю).
Передний сальник распредвала
Снимите только верхнюю крыш-
ку приводной цепи.
Положите крышку на два дере-
вянных бруска и вытесните сальник
с помощью молотка и отвертки.
Будьте очень осторожны, не повре-
дите стенки его установочного отвер-
стия.
Покройте внешний край и
уплотнительную кромку нового саль-
ника универсальной смазкой и вве-
дите его в крышку с помощью мо-
лотка и гнезда, слегка меньшего по
диаметру, чем внешний диаметр
сальника.
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию.
Передний сальник коленвала
Снимите шкив и виброгаситель
коленвала.
Аккуратно извлеките старый
сальник из крышки с помощью боль-
шой отвертки. Будьте очень осторож-
ны, не поцарапайте стенки устано-
вочного отверстия или коленвал.
Оберните конец отвертки липкой
лентой, чтобы предотвратить повре-
ждения.
Очистите отверстия в крышке и
покройте внешний край нового саль-
ника моторным маслом или универ-
сальной смазкой. Смажьте уплотни-
тельные кромки сальника универ-
сальной смазкой. С помощью молот-
ка и гнезда, внешний диаметр кото-
рого немного меньше внешнего диа-
метра сальника, аккуратно введите
новый сальник на место.
Осмотрите сальник после уста-
новки, чтобы убедиться, что пружи-
на вокруг внутренней части кромки
не выскочила с места установки.
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию.
Головка блока цилиндров -
снятие и установка
[замена прокладки)
Снятие
На двигателях, оснащенных сис-
темой впрыска топлива, сбросьте
давление в топливной системе.
Отсоедините провод массы от
аккумулятора. Если аккумулятор рас-
положен в моторном отсеке, сними-
те его.
Снимите сборку воздушного
фильтра.
Отсоедините электропроводку от
распределителя (если необходимо,
пометьте все провода) и провода вы-
сокого напряжения от катушки за-
жигания.
Отсоедините провод от датчика
температуры охлаждающей жидкости.
11
Мелкий ремонт двигателя
Отсоедините топливопроводы от
топливной магистрали в зависимо-
сти от модели.
Слейте жидкость из системы ох-
лаждения.
Пометьте, затем отсоедините все
оставшиеся шланги от корпуса дрос-
селя, впускного коллектора и голов-
ки блока цилиндров (в зависимости
от модели).
Отсоедините тросик педали га-
за от тяги дроссельной заслонки.
Отсоедините выпускной коллек-
тор от головки блока цилиндров.
На некоторых двигателях, воз-
можно, потребуется отсоединить
коллектор от выхлопной трубы.
Снимите или отсоедините все
оставшиеся шланги или трубки от
впускного коллектора, включая
шланг вакуумного регулятора опере-
жения зажигания и шланги системы
охлаждения и отопителя.
Снимите впускной коллектор. Не
разъединяйте и не снимайте элемен-
ты системы впрыска топлива, если в
этом нет крайней необходимости.
Снимите приводной ремень вен-
тилятора и сам вентилятор.
Снимите клапанную крышку и
прокладку. Где имеется, снимите от-
дельный полукруглый резиновый уп-
лотнитель, установленный в перед-
ней части головки блока цилиндров.
Установите поршень первого ци-
линдра в ВМТ в такте сжатия. •
Снимите приводную цепь.
ВНИМАНИЕ: Чтобы ускорить
процедуру, можно, не снимая це-
пи, снять звездочку распредвала
и подвязать ее к кузову куском
проволоки. Убедитесь, что
проволока поддерживает натя-
жение цепи, иначе цепь может
сползти с одной из звездочек.
Ослабьте на четверть оборота
болты крепления головки блока ци-
линдров в последовательности, об-
ратной затяжке. Не разбирайте и не
снимайте на этом этапе сборку ко-
ромысла.
ведет к повреждению контактных по-
верхностей. Вместо этого введите во
впускной канал тупой стержень и
мягко отожмите головку.
Снимите с головки блока цилин-
дров все оставшиеся внешние дета-
ли. Процедуры обслуживания голов-
ки блока цилиндров описаны в сле-
дующем разделе. Установка
Контактные поверхности голов-
ки и блока цилиндров должны быть
совершенно чисты.
Используйте скребок, чтобы
снять с них все следы нагара и ста-
рого герметика, затем очистите кон-
тактные поверхности подходящим
растворителем. Работая на блоке, на-
полните цилиндры чистой ветошью,
чтобы грязь не попала внутрь. Уда-
ляйте счищаемую грязь пылесосом.
Осмотрите контактные поверх-
ности блока цилиндров и головки на
наличие зарубок, глубоких царапин
и других повреждений. Если повре-
ждение небольшое, его можно снять
напильником; если оно серьезно, по-
верхность должна быть перешлифо-
вана.
Минимальная высота головки
цилиндров от контактной поверхно-
сти крышки клапанного механизма
до нижней контактной поверхности
головки цилиндров равна 128,6 мм.
Таким образом, с поверхности голов-
ки цилиндров можно снять слой ме-
талладо0,3 мм по сравнению с пер-
воначальной высотой. Для восста-
новленных таким способом головок
выпускают ремонтные прокладки, ко-
торые на 0,3 мм толще обычных. Ус-
тановка такой прокладки скомпен-
сирует уменьшение высоты головки.
Прокладки маркируются для двига-
теля М30 - 3,0; 3,0Е; 3,2Е. После шли-
фовки головки блока цилиндров не-
обходимо обработать торцевую
крышку.
Прочистите отверстия под бол-
ты в блоке цилиндров подходящей
нарезной пробкой, затем продуйте
их сжатым воздухом. Убедитесь, что
удалили из отверстий не только
грязь, но и масло и воду.
Рекомендуется заменить болты
крепления головки блока цилиндров,
но если вы все же решили повторно
использовать старые, зажмите каж-
дый болт в тисках и прогоните по
нему лерку, чтобы снять коррозию и
восстановить резьбу. Грязь, корро-
зия, герметики поврежденная резь-
ба не позволят зажать болты нуж-
ным усилием затяжки.
Если болты или их резьба по-
вреждены, установите новый ком-
плект болтов.
Установите все элементы, снятые
с головки до чистки и осмотра.
Убедитесь, что контактные по-
верхности головки и блока цилинд-
ров чистые. Поместите прокладку на
блок цилиндров штампом изготови-
теля вверх (обычно это надпись UP,
OBEN или что-то подобное). Исполь-
зуйте установочные штифты блока,
чтобы поместить прокладку долж-
ным образом.
Аккуратно установите головку на
блок цилиндров. Используйте уста-
новочные штифты, чтобы поместить
ее правильно.
Установите болты крепления го-
ловки блока цилиндров.
Зажмите болты крепления го-
ловки блока цилиндров в показан-
ной последовательности требуе-
мым моментом затяжки в пять
приемов.
1-й прием - затяжка 60 Нм; 2-й
прием - подождать 20 минут; 3-й
приемдовернуть болты на 33°; 4-й
прием - разогреть двигатель в
течение 25 минут; 5-й прием -
довернуть болты на 35°.
12
Снимите головку блока цилин-
дров. Не отжимайте ее с помощью
отвертки, вставленной между голов-
кой и блоком цилиндров ,т.к. это при-
Мелкий ремонт двигателя
Обратите внимание, что на дви-
гателях заключительная стадия за-
тяжки выполняется после того, как
двигатель прогреется до нормальной
рабочей температуры (т.е. его необ-
ходимо запустить на какое-то
время)
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию. Перед ус-
тановкой клапанной крышки отрегу-
лируйте зазоры клапанов (проверь-
те их снова после того, как двига-
тель прогреется). Запустите двигатель
и проверьте систему на наличие уте-
чек.
Возможные неисправности головки цилиндров
Признак неисправности Возможные причины
У
ровень охлаждающей жидкости
непрерывно медленно
понижается
Небольшое количество охлаждающей
жидкости попадает в камеры сгорания. Это
может продолжаться долгое время без
каких-либо иных симптомов. Другая
возможная причина потери жидкости - течь
в системе охлаждения
Заметная потеря охлаждающей
жидкости. За автомобилем при
прогретом до рабочей
температуры двигателе тянется
шлейф белого дыма
В одну из камер сгорания просачивается
большое количество охлаждающей
жидкости и испаряется там, что вызывает
появление белого выхлопа
Из открытого радиатора или
расширительного бачка при
работе двигателя появляются
воздушные пузыри, или при
открывании крышки радиатора
или расширительного бачка
наружу выбрасывается большое
количество охлаждающей
жидкости
Выхлопные газы попадают в систему
охлаждения. Из горловины радиатора или
расширительного бачка пахнет выхлопными
газами
Радужная или черная пленка на
поверхности охлаждающей
ж
идкости
Масло из системы смазки попадает в
систему охлаждения
Охлаждающая жидкость попала в систему
смазки
Серая или коричневая эмульсия
на маслоизмерительном щупе
или водяные пузырьки в масле
ВНИМАНИЕ: Вода в моторном масле
может вывести из строя подшипники.
Немедленно замените прокладку головки
цилиндров. Двигатель больше не
заводите, автомобиль доставьте в
мастерскую на буксире
Доворачивание
болтов
определенный угол
Масляный картер - снятие и установка
Слейте моторное масло. *
Поддомкратьте переднюю часть
автомобиля и установите ее на осе-
вые подпорки.
Снимите из-под двигателя брыз-
говики.
Если имеются, отсоедините
шланги, прикрепленные к картеру, и
переместите их в сторону.
электрический соединитель датчика
уровня масла.
Мягко ударьте по картеру киян-
кой и отсоедините его от двигателя.
Используя скребок, очистите все
следы старого герметика с блока
двигателя, крышки приводной цепи,
кожуха заднего сальника и картера.
Будьте особенно осторожны, не по-
вредите поверхности.
Где имеется, снимите крышку
смотрового отверстия, расположен-
ного в задней части масляного кар-
тера.
Снимите болты, крепящие мас-
ляный картер к блоку двигателя и
передней/задней крышкам.
Очистите масляный картер рас-
творителем и тщательно просушите
его. Убедитесь, что контактные по-
Где установлен, отсоедините
13
Мелкий ремонт двигателя
верхности не деформированы и про-
трите их ветошью, смоченной рас-
творителем.
Перед установкой картера нане-
сите небольшое количество специ-
ального герметика на участок, где пе-
редняя и задняя крышки прилегают
к блоку цилиндров. Поместите на
блок двигателя новую прокладку
масляного картера. Если необходи-
мо, примените большее количество
герметика, чтобы удержать проклад-
ку на месте.
Аккуратно установите картер,
стараясь не сдвинуть прокладку, и
вкрутите болты. Начните с болтов,
расположенных в центре картера, и,
двигаясь в диагональной последо-
вательности, зажмите болты требуе-
мым моментом затяжки.
Далее произведите установку в
порядке, обратном снятию.
В заключение заполните двига-
тель маслом. Запустите двигатель и
проверьте стыки на герметичность.
Масляный насос - снятие,
осмотр и установка
Снятие
Снимите масляный картер.
Отверните три болта, крепящие
ведомую шестерню к насосу.
ВНИМАНИЕ: На некоторых
моделях шестерня крепится
одной центральной гайкой.
Отсоедините масляный насос от
блока двигателя.
Осмотр
ВНИМАНИЕ: Учитывая, что
работающий со сбоями
масляный насос может
привести к серьезному
повреждению двигателя,
рекомендуется заменять насос
при каждой переборке
двигателя
* Снимите крышку и осмотрите
корпус, шестерни и роторы, а также
крышку насоса на наличие трещин
и признаков износа (особенно на
контактных поверхностях шестерен
или роторов).
Убедитесь, что сетчатый фильтр
не забит и не поврежден.
Смажьте шестерни чистым мо-
торным маслом, затем поместите
крышку на корпус насоса и зажмите
болты равномерно и надежно.
Перед установкой насоса (ново-
го, восстановленного или старого)
проверьте его исправность. Залейте
в чистый контейнер свежее мотор-
ное масло рекомендуемой вязкости
(уровень масла должен быть не ниже
2,5 см).
Погрузите входное отверстие на-
соса в масло и поверните привод-
ной вал против часовой стрелки.
Масло должно потечь из выходного
отверстия насоса.
Установка
Убедитесь, что стенки установоч-
ного углубления чисты, затем вставь-
те насос на место. Установите болты
и зажмите их требуемым моментом
затяжки.
Установку производите в обрат-
ном порядке.
Маховик/приводной диск -
снятие и установка
Снимите коробку передач. На
автомобилях с механической
коробкой передач снимите
сцепление.
Где необходимо, пометьте поло-
жение маховика/приводного диска
на коленвале.
Маховик/приводной диск при-
креплен к задней части коленвала
восемью болтами. Ослабьте и сни-
мите болты, затем отделите элемент
от фланца коленвала.
Чтобы установить маховик/при-
водной диск на коленвал, нанесите
на болты жидкий блокирующий со-
став и постепенно зажмите их тре-
буемым моментом затяжки, работая
в диагональной последовательности.
Далее производите установку в
порядке, обратном снятию.
Задний сальник коленвала
замена
Снимите маховик или привод-
ной диск.
Снимите болты и/или гайки,
крепящие корпус сальника к блоку
двигателя. Не забудьте снять два бол-
та (снизу), соединяющих заднюю
часть масляного картера с основа-
нием корпуса сальника.
Проведите острым, тонким но-
жом между прокладкой картера и
корпусом сальника. Будьте очень ос-
торожны, не повредите и не загряз-
ните прокладку, чтобы ее можно бы-
ло использовать повторно.
Постучите по корпусу пластмас-
совой киянкой или деревянным бру-
ском. Не отжимайте корпус от блока
двигателя с помощью отвертки, по-
скольку это может привести к повре-
ждению контактных поверхностей.
С помощью скребка снимите с
контактных поверхностей корпуса и
блока двигателя все следы старого
14
Снимите насос.
Мелкийремонт двигателя
герметика и оботрите их ветошью,
смоченной растворителем.
ВНИМАНИЕ: Будьте очень ос-
торожны, не поцарапайте мяг-
кие алюминиевые поверхности.
Установите корпус на два дере-
вянных бруска и выбейте сальник с
помощью молотка и отвертки.
Будьте очень осторожны, не по-
вредите стенки установочного отвер-
стия сальника.
Покройте внешний край и
уплотнительную кромку нового саль-
ника универсальной смазкой и вве-
дите сальник в корпус с помощью
молотка и деревянного бруска.
Нанесите тонкий слой специаль-
ного герметика на прокладку масля-
ного картера, где она соприкасается
с корпусом сальника. Нанесите до-
полнительное количество герметика
на края прокладки, прилегающие к
блоку двигателя.
Покройте обе стороны новой
прокладки герметиком, затем при-
ложите ее к корпусу сальника. Уста-
новите корпус на заднюю часть дви-
гателя, вставьте болты и зажмите
требуемым моментом затяжки. Рабо-
тайте в диагональной последова-
тельности.
ВНИМАНИЕ: Сначала зажмите
болты крепления корпуса к бло-
ку двигателя, затем - болты
его крепления к масляному кар-
теру.
Установите маховик/приводной
диск.
Установите бку передач. коро
Кронштейны крепления
двигателя - осмотр и
__________
замена
_____
Кронштейны крепления дви-
гателя редко требуют внимания, но
сломанные или поврежденные крон-
штейны следует менять немедленно.
Осмотр
На время осмотра двигатель
нужно слегка приподнять, чтобы
снять с кронштейнов нагрузку.
Поддомкратьте автомобиль и
надежно установите его на осевых
подпорках. Подоприте домкратом
масляный картер, проложив между
ними большой деревянный брусок,
затем аккуратно приподнимите дви-
гатель.
ВНИМАНИЕ: Не работайте под
двигателем, пока он поддержи-
вается только домкратом!
Убедитесь, что резиновые по-
душки кронштейнов не потрескались,
не затвердели и не отделились от
металлических пластин.
Попробуйте сместить двигатель,
вставив между ним и кронштейном
большую отвертку или рычаг. Помес-
тите отвертку между кронштейном
и кузовом и повторите попытку. Ес-
ли смещение возможно, опустите
двигатель и зажмите монтажные гай-
ки или болты.
Замена
Чтобы заменить кронштейны, от-
соедините от аккумулятора провод
массы, затем поддомкратьте автомо-
биль и надежно установите его на
осевых подпорках.
Подоприте двигатель.
Отверните большую гайку, кре-
пящую подушку к кронштейну. Слегка
приподнимите двигатель, затем
отверните болты/гайки крепления
кронштейна к кузову и отделите
кронштейн.
Производите установку в обрат-
ном порядке.
Зазоры клапанов -
pJL т А
Клапанный зазор является од-
ним из факторов, который опреде-
ляет, как долго впускной и выпуск-
ной клапаны будут открыты.
Если клапанный зазор слиш-
ком велик, то часть хода толкателя
и распределительного вала будет
тратиться на компенсацию лишнего
зазора, т.е. клапаны будут открыты
недостаточно долго. При этом появ-
ляются два эффекта - детали меха-
низма привода клапанов будут из-
давать стучащий звук, так как име-
ется лишний зазор, и двигатель бу-
дет работать плохо, т.к. впускной кла-
пан будет открываться недостаточно
и в цилиндр попадет меньше рабочей
смеси. Недостаточное открытие
выпускного клапана приведет к
избыточному давлению отработан-
ных газов в цилиндре, которое пре-
пятствует поступлению необходимого
количества рабочей смеси в цилиндр.
Если клапанный зазор слиш-
ком мал, то впускной и выпускной
клапаны не плотно сидят на головке
цилиндров, когда они закрыты. Ко-
гда клапан сидит на головке цилин-
дров, то он выполняет две функции
- он закрывает камеру сгорания так,
чтобы никакие газы не могли выйти
из цилиндра, и он сам охлаждается
путем поглощения части тепла про-
цесса сгорания головкой цилиндров
15
Мелкийремонт двигателя
и системой охлаждения двигателя.
Таким образом, если клапанный за-
зор слишком мал, то двигатель бу-
дет плохо работать (из-за того, что
газы выходят из камеры сгорания),
клапан будет перегреваться и де-
формироваться (т.к. он не может пе-
редавать тепло, пока он не касается
седла клапана в головке
цилиндров)
ВНИМАНИЕ: Тогда как все ре-
гулировки клапанов должны
быть выполнены с максималь-
ной аккуратностью, лучше
иметь более свободную регули-
ровку, чем более «зажатую»,
так как прогоревшие клапана
могут стать результатом бо-
лее «зажатой» регулировки.
Перед проверкой или регули-
ровкой зазоров клапанов прогрейте
двигатель до нормальной рабочей
температуры.
Снимите крышку головки блока
цилиндров.
Установите поршень первого ци-
линдра в положение ВМТ такта
сжатия
Проверьте зазоры клапанов
первого цилиндра. Зазоры в го-
рячем состоянии клапанов со-
ставляют: впускные клапаны
0,35 мм; выпускные клапаны
0,4мм.
Вставьте щуп между штоком кла-
пана и рычагом коромысла. Если щуп
входит между ними с небольшим
усилием, то зазор правильный и ре-
гулировка не нужна.
Если зазор больше или меньше
указанного, ослабьте контргайку.
Вставьте ключ, сделанный из метал-
лического провода большого диа-
метра и вращайте эксцентрик, пока
зазор не станет необходимой вели-
чины.
Если зазор выставлен, зажмите
эксцентрик и контргайку. Повторно
проверьте зазор.
После регулировки клапанов
первого цилиндра проверните
коленвал на 120°, затем проверьте и
отрегулируйте клапаны пятого
цилиндра.
Повторите процедуру регули-
ровки на остальных цилиндрах (1-5-
3-6-2-4).
Установите крышку головки бло-
ка цилиндров.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ М52
ВНИМАНИЕ: В этой главе при-
водятся отличительные особен-
ности, характерные только для
этой серии двигателей. Общую
информацию по проведению мел-
кого ремонта двигателя необ-
ходимо смотреть в предыдущей
главе.
Общее описание
Одна из основных проблем
четырехтактных двигателей внутрен-
него сгорания заключается в том, что
во время такта впуска в цилиндры
должно поступать достаточное коли-
чество топливовоздушной смеси. По
мере возрастания частоты вращения
эта проблема становится все серь-
езнее, так как время открытого со-
стояния клапанов становится все ко-
роче. При этом снижается коэффи-
циент наполнения цилиндров.
Чтобы бороться с этим явле-
нием, диаметр клапанов стараются
делать как можно большим: только
так можно обеспечить приток боль-
шого количества рабочей смеси в ци-
линдры. Однако увеличивать диа-
метр клапанов до бесконечности не-
возможно: он ограничен диаметром
камеры сгорания.
Отсюда и вытекает основная
идея двигателей с четырьмя клапа-
нами на цилиндр: четыре клапанные
тарелки лучше компонуются в круг-
лой камере сгорания и обеспечива-
ют большее сечение впускного от-
верстия, чем два клапана в камере
сгорания такого же размера.
Привод газораспределительного
механизма и масляного насоса
двигателя М 5 2
1 — масляный насос и его цепной при-
вод; 2 — звездочка коленчатого вала; 3
башмак натяжителя первичной цепи;
4 — гидравлический демпфер и пружина
натяжителя; 5 — звездочка выпускного
распредвала (двойная); 6 — звездочка
впускного распредвала.
Преимущества двигателя с 4-мя
клапанами на цилиндр
Четыре клапана в каждом ци-
линдре увеличивают площадь кана-
лов для пропуска рабочей смеси и
отработавших газов. Это в свою оче-
редь повышает мощность двигателя
и заодно снижает расход топлива.
Удельный расход топлива у двига-
теля с 4-мя клапанами на цилиндр
примерно на 8% меньше, чем у
двигателя с 2-мя клапанами на
цилиндр.
Меньше размер клапанов. Бла-
годаря этомууменьшается масса, ко-
торую приходится двигать приводу
газораспределительного механизма,
благодаря чему уменьшается его
инертность. Кроме того, для закры-
тия клапанов требуются менее жест-
кие клапанные пружины,
Маленькие клапаны охлаждают-
ся при соприкосновении с седлами
клапанов в закрытом состоянии луч-
ше, чем большие. Благодаря этому
увеличивается их термостойкость. *
Вследствие изменения пропорций
камеры сгорания двигатели с 4-мя
клапанами на цилиндр имеют
большую детонационную стойкость.
Компрессия в них возрастает на 1 -5
пунктов.
В двигателе с 4-мя клапанами
на цилиндр свеча зажигания может
16
Мелкийремонт двигателя
быть установлена в наиболее под
ходящем для нее местев центре
камеры сгорания.
Элемен а вты головки блок цилиндров д игателя М52
Крышка головки
блока
цилиндров - снятие и
________
установка
____
Снятие
Снимите кожух и отсоедините
разъемы катушек зажигания, при
этом откиньте металлические скобы
вверх.
Отверните катушки зажигания от
головки цилиндров и снимите их.
Отверните болты крышки голов-
ки цилиндров.
ВНИМАНИЕ: Обратите внима-
ние на расположение резиновых
под пкладок под болты для осле-
дующей установки на том же
месте.
Установка
1
Замените поврежденные про-
кладки. При накладывании проклад-
ки обращайте особое внимание на
правильное расположение вырезов
в передней части головки цилиндров.
Последующая установка произ-
водится в последовательности, об-
ратной снятию. Равномерно затяните
болты крепления катушек зажигания
и крышки головки цилиндров
усилием 10 Нм.
Подсоедините разъемы катушек
зажигания и закрепите их металли-
ческими скобами.
Снятие
Отсоедините провод массы от
аккумулятора.
ВНИМАНИЕ: При этом стира-
ется информация о неисправно-
стях в электронных устройст-
вах памяти.
Поднимите автомобиль.
Отверните от выпускного кол-
лектора переднюю трубу глушителя.
Слейте охлаждающую жидкость
из двигателя, для чего выверните
сливную пробку сбоку на моторном
блоке под выпускным коллектором.
Отсоедините водяные шланги от
термостата, предварительно ослабив
хомуты.
Отсоедините трос газа от рыча-
га дроссельной заслонки.
Снимите крышку маслозаливной
горловины.
Снимите отверткой небольшие
заглушки и отверните расположен-
ные под ними болты. Снимите с го-
ловки цилиндров две пластмассовые
накладки.
Отве срните передней стороны
головки цилиндров перемычку массы.
Отсоедините штуцер вентиляции
головки цилиндров, приподняв при
этом отверткой планку на штуцере.
Отверните болт и вытащите дат-
чик из головки цилиндров.
Отверните два болта и выньте
колодку. Замаркируйте положение
резиновых прокладок для последую-
щей установки.
На каждой катушке зажигания
оттяните вверх металлическую ско-
бу и отсоедините разъем. Снимите
колодку разъемов вместе с прово-
дами.
Отверните катушки зажигания и
снимите их. Замаркируйте положе-
ние перемычек массы для последую-
щей установки.
Отсоедините от патрубка дрос-
сельной заслонки следующие шлан-
17
Головка
б
лока цилинд
р
ов - снятие и установка
1
гол вка цилиндров; 2 о
прокладка головки цилиндров; 3
корпуса подшип-
ников распредвалов; 4 — защитный кожух впускного распредвала; 5 — болт кре-
пления головки цилиндров; опрокладка; Убоковая крышка; 8 — датчик
углового положения впускного распредвал ик температуры охлаждаю-а; 9 — датч
щей жидкости; 10 — датчик включения вентилятора; 11 — штуцер; 12 — прокладка;
13 — патрубок отвода охлаждающей жидкости; 14 — прокладка крышки головки
ци инлиндров; 15 — крышки головки цил дров; 16 — декоративная крышка; 17
пробка маслоналивного отверстия.
Мелкий ремонт двигателя
ги и разъемы, предварительно за-
маркировав их и места крепления.
Ослабив хомуты крепления шлангов,
снимите фиксирующие скобы разъ-
емов:
разъем выключателя дроссель
ной заслонки;
разъем датчика температуры
воздуха;
водяные шланги подогрева
дроссельной заслонки;
шланг вентиляции топливного
бака;
подающий топливный шланг
(белый штуцер);
возвратный топливный шланг
(черный штуцер).
Отсоедините шланг клапана ре-
гулирования холостого хода с ниж-
ней стороны впускной трубы.
Отсоедините впускной коллек-
т головки цилиндров. ор от
Прижимая проволочные фикса-
торы, отсоедините разъемы.
1 — датчик температуры; 2 — датчик
указателя температуры; 3 — выключа-
тель давления масла; 4 — клапан регу-
лирования холостого хода.
Снимите крышку головки цилин-
дров.
Оттянув боковые зажимы, сни-
мите с передней части термостата ка-
бельный канал.
Установите поршень первого ци-
линдра в положение верхней мерт-
вой точки. Для этого включите пя-
тую передачу и проворачивайте за
шкив коленчатого вала в направле-
нии вращения двигателя до положе-
ния, при котором кулачки распреде-
лительных валов впускного и выпу-
скного клапанов первого цилиндра
(со стороны приводной цепи) будут
обращены навстречу друг другу. При
этом стрелки на звездочках обоих
распределительных валов должны
быть направлены вверх.
Зафиксируйте коленчатый вал в
положении верхней мертвой точки.
Для этого вставьте стержень через
отверстие в моторном блоке в от-
верстие в маховике.
Модели ранних ГОДОВ выпуска
Снимите подъемную проушину
и - верхнюю крышку коробки шесте
рен. Замаркируйте положение цен-
трирующих втулок обоих наружных
болтов для последующей установки.
Снимите прокладку, которую следует
обязательно заменять.
:
иксирующие
язычки легко ломаются.
Отверните оба болта
крепления крышки клапанов.
Снимите кожух.
Ж0с5к
Приж натяжитель мите верхний
цепи и зафиксируйте его в этом по-
ложении приспособлением.
Отверните опору впускной тру-
бы.
18
Мелкийремонт двигателя
Отвернув болты крепления, сни-
мите цепные звездочки вместе с це-
пью.
Модели поздних годов выпуска (с
VANOS)
* Отверните масляную трубку ис-,
полнительного элемента VANOS и
за-глушите пробкой.
Отсоедините разъем электромаг-
нитного клапана исполнительного
элемента VANOS.
Отверните пробки из исполни-
тель го элемента. но
Отверните болты крепления
звездочки распределительного вала
выпускных клапанов.
Прижмите верхний натяжитель
цепи и зафиксируйте его в этом по-
ложении приспособлением.
Отвернув гайки крепления, сни-
мите исполнительный узел VANOS.
Отверните болты крепления
звездочки распределительного вала
впускных клапанов. Снимите со звез-
дочки дистанционную шайбу.
Снимите обе звездочки с рас-
пределительных валов вместе с це-
пью.
Снимите кронштейн верхнего
натяжителя цепи.
Снимите с головки цилиндров
натяжное устройство.
ВНИМАНИЕ: Удерживайте на
тяжитель, он находится под
действием пружины. _________
Снимите направляющую цепи и
звездочку распределительного вала
выпускных клапанов.
ВНИМАНИЕ: Закрепите цепь на
проволоке, чтобы она не упала
За несколько приемов в направ-
лении изнутри наружу отверните
болты головки цилиндров и снимите
головку.
Установка
Проверьте целостность и пра-
вильность установки центрирующих
втулок.
Зафиксируйте распределитель-
ные валы приспособлением в пра-
вильном положении. При необходи-
мости поверните распределительные
валы за шестигранники 24 мм.
ВНИМАНИЕ: Не повредите рас-
пределительные валы.
При этом распределительный
вал должен быть установлен так, что-
бы клапаны 1-го и б-го цилиндров
двигались, для этого проверните ко-
ленчатый вал сначала примерно на
30° от положения верхней мертвой
точки и только после этого провер-
ните распределительный вал назад.
Благодаря этому предотвращается
соприкосновение клапанов с порш-
нями.
Затяните болты головки цилин-
дров за три приема каждый раз в
последовательности с 1 по 14. 1-й
прием: затяните болты в после-
довательности с 1 по 14 динамомет-
рическим ключом до момента затяж-
ки 30Нм.
2-й прием: затяните болты жестким
ключом на 90°.
19
  • Page 1 1
  • Page 2 2
  • Page 3 3
  • Page 4 4
  • Page 5 5
  • Page 6 6
  • Page 7 7
  • Page 8 8
  • Page 9 9
  • Page 10 10
  • Page 11 11
  • Page 12 12
  • Page 13 13
  • Page 14 14
  • Page 15 15
  • Page 16 16
  • Page 17 17
  • Page 18 18
  • Page 19 19
  • Page 20 20
  • Page 21 21
  • Page 22 22
  • Page 23 23
  • Page 24 24
  • Page 25 25
  • Page 26 26
  • Page 27 27
  • Page 28 28
  • Page 29 29
  • Page 30 30
  • Page 31 31
  • Page 32 32
  • Page 33 33
  • Page 34 34
  • Page 35 35
  • Page 36 36
  • Page 37 37
  • Page 38 38
  • Page 39 39
  • Page 40 40
  • Page 41 41
  • Page 42 42
  • Page 43 43
  • Page 44 44
  • Page 45 45
  • Page 46 46
  • Page 47 47
  • Page 48 48
  • Page 49 49
  • Page 50 50
  • Page 51 51
  • Page 52 52
  • Page 53 53
  • Page 54 54
  • Page 55 55
  • Page 56 56
  • Page 57 57
  • Page 58 58
  • Page 59 59
  • Page 60 60
  • Page 61 61
  • Page 62 62
  • Page 63 63
  • Page 64 64
  • Page 65 65
  • Page 66 66
  • Page 67 67
  • Page 68 68
  • Page 69 69
  • Page 70 70
  • Page 71 71
  • Page 72 72
  • Page 73 73
  • Page 74 74
  • Page 75 75
  • Page 76 76
  • Page 77 77
  • Page 78 78
  • Page 79 79
  • Page 80 80
  • Page 81 81
  • Page 82 82
  • Page 83 83
  • Page 84 84
  • Page 85 85
  • Page 86 86
  • Page 87 87
  • Page 88 88
  • Page 89 89
  • Page 90 90
  • Page 91 91
  • Page 92 92
  • Page 93 93
  • Page 94 94
  • Page 95 95
  • Page 96 96
  • Page 97 97
  • Page 98 98
  • Page 99 99
  • Page 100 100
  • Page 101 101
  • Page 102 102
  • Page 103 103
  • Page 104 104
  • Page 105 105
  • Page 106 106
  • Page 107 107
  • Page 108 108
  • Page 109 109
  • Page 110 110
  • Page 111 111
  • Page 112 112
  • Page 113 113
  • Page 114 114
  • Page 115 115
  • Page 116 116
  • Page 117 117
  • Page 118 118
  • Page 119 119
  • Page 120 120
  • Page 121 121
  • Page 122 122
  • Page 123 123
  • Page 124 124
  • Page 125 125
  • Page 126 126
  • Page 127 127
  • Page 128 128
  • Page 129 129
  • Page 130 130
  • Page 131 131
  • Page 132 132
  • Page 133 133
  • Page 134 134
  • Page 135 135
  • Page 136 136
  • Page 137 137
  • Page 138 138
  • Page 139 139
  • Page 140 140
  • Page 141 141
  • Page 142 142
  • Page 143 143
  • Page 144 144
  • Page 145 145
  • Page 146 146
  • Page 147 147
  • Page 148 148
  • Page 149 149
  • Page 150 150
  • Page 151 151
  • Page 152 152
  • Page 153 153
  • Page 154 154
  • Page 155 155
  • Page 156 156
  • Page 157 157
  • Page 158 158
  • Page 159 159
  • Page 160 160
  • Page 161 161
  • Page 162 162
  • Page 163 163
  • Page 164 164
  • Page 165 165
  • Page 166 166
  • Page 167 167
  • Page 168 168
  • Page 169 169
  • Page 170 170
  • Page 171 171
  • Page 172 172
  • Page 173 173
  • Page 174 174
  • Page 175 175
  • Page 176 176
  • Page 177 177
  • Page 178 178
  • Page 179 179
  • Page 180 180
  • Page 181 181
  • Page 182 182
  • Page 183 183
  • Page 184 184
  • Page 185 185
  • Page 186 186
  • Page 187 187
  • Page 188 188
  • Page 189 189
  • Page 190 190
  • Page 191 191
  • Page 192 192
  • Page 193 193
  • Page 194 194
  • Page 195 195
  • Page 196 196
  • Page 197 197
  • Page 198 198
  • Page 199 199
  • Page 200 200
  • Page 201 201
  • Page 202 202
  • Page 203 203
  • Page 204 204
  • Page 205 205
  • Page 206 206
  • Page 207 207
  • Page 208 208
  • Page 209 209
  • Page 210 210
  • Page 211 211
  • Page 212 212
  • Page 213 213
  • Page 214 214
  • Page 215 215
  • Page 216 216
  • Page 217 217
  • Page 218 218
  • Page 219 219
  • Page 220 220
  • Page 221 221
  • Page 222 222
  • Page 223 223
  • Page 224 224
  • Page 225 225
  • Page 226 226
  • Page 227 227
  • Page 228 228
  • Page 229 229
  • Page 230 230
  • Page 231 231
  • Page 232 232
  • Page 233 233

BMW 7 Series 1986-2001 model years with petrol and diesel engines Руководство пользователя

Тип
Руководство пользователя

Задайте вопрос, и я найду ответ в документе

Поиск информации в документе стал проще с помощью ИИ

Похожие модели бренда