FC-M542

Shimano FC-M542, FC-M521, FC-M532, FC-M533, FC-M543, FD-M530, FD-M531, SL-M530 Service Instructions

  • Здравствуйте! Я изучил инструкцию по техническому обслуживанию компонентов Shimano, включая модели Deore FD-M530 и FD-M531, системы FC-M532 и другие. Я готов ответить на ваши вопросы об установке, настройке, уходе и устранении неполадок. В инструкции подробно описаны рекомендации по безопасности и техническому обслуживанию компонентов велосипеда.
  • Как правильно чистить цепь?
    Какие соединительные штифты следует использовать?
    Как правильно затягивать болты левого шатуна?
    Что делать, если цепь сходит или проскакивает на зубьях?
    Как устранить скрип в соединении оси каретки и соединителя левого шатуна?
Переключение с меньшей на большую звездочку
При нажатии рычажка (А), происходит переключение с
меньшей на большую звездочку.
Пример:
со средней на большую
звездочку.
Переключение с большей на меньшую звездочку
При нажатии рычажка (Б), происходит переключение с
большей на меньшую
звездочку.
Пример:
с большей на среднюю
звездочку
Рычажок (Б)
В любую сторону
Исходное положение рычажка (А)
С переключателем на раму
С переключателем под каретку
< FC-M532 / FC-M542 > < FC-M533-K / FC-M543-K >
С переключателем на раму
С кронштейном защиты цепи
С переключателем под каретку
Инструкции по техническому обслуживанию
Система
В целях обеспечения оптимальной работы оборудования рекомендуется использовать его в следующих
сочетаниях.
Технические параметры
Диаметры хомута переключателя:
S (28,6 мм), M (31,8 мм), L (34,9 мм)
При использовании размеров S или M,
примените хомут диаметром 28,6 или
31,8 мм и установите его на
переходник размера L.
Угол между нижними
задними перьями и
подседельной трубой
Система
Внимание: Изменение технических параметров в целях улучшения происходит без предварительного уведомления. (русский)
Отрегулируйте положение переднего переключателя, а затем
закрепите его на раме, как показано на рисунке. На время
регулировки не вынимайте установочную проставку "Про-Сет".
Вершины зубьев
звездочки должны
находиться в
указанном интервале
Установочный шаблон
"Про-Сет"
Потяните трос, чтобы устранить его провисание. Закрепите
трос на переднем переключателе, как показано на рисунке.
Переключатель с нижней тягой Переключатель с верхней тягой
Потянуть
Потянуть
Цепь
Наружная
пластина рамки
переключателя
Винт ограничителя
высшей передачи
A
B
Цепь
Внутренняя
пластина рамки
переключателя
A
B
Винт регулировки натяжения троса
Положение цепи
Наименьшая
задняя звездочка
Наибольшая
передняя звездочка
Положение цепи
Наибольшая
задняя звездочка
Средняя
звездочка
3. Регулировка
ограничителя высшей
передачи
Установите зазор между
наружной пластиной рамки
переключателя и цепью
равный 0—0,5 мм.
4. Регулировка переключения на
среднюю звездочку
При выполнении регулировки
установите цепь на наибольшую
заднюю звездочку, а впереди — на
среднюю звездочку. Вращением
регулировочного винта на манекте
установите зазор между внутренней
пластиной переключателя и цепью
равный 0—0,5 мм.
Установочная проставка "Про-Сет"
Болт
Переходник Переходник
Передний переключатель
Система
Момент затяжки:
35 - 50 Н•м
68 мм
2,5 mm 1,8 mm 0,7 mm
Проставочное
кольцо
68 мм
Переключатель
с креплением
под каретку
73 мм 73 мм
68 мм 68 мм
Кронштейн
защиты цепи
73 мм 73 мм
68 мм
Переключатель
с креплением
под каретку
73 мм
Переключение передач
Рычажок «Б» имеет механизм, который позволяет нажимать рычажок как на себя, так и от себя. Оба рычажка манетки (А) и (Б)
всегда возвращаются в исходное положение, когда вы отпускаете их после нажатия. Нажимайте на рычажки только одновременно
с вращением педалей вперед.
5. Устранение неисправностей
Выполнив шаги с 1 по 4, проверьте работу системы
переключения. (То же относится к ухудшению переключения
во время эксплуатации.)
Установка системы и переднего переключателя
Следуйте порядку действий, показанному на рисунке.
1, 2 Для установки правой чашки с левой резьбой и левой
чашки с правой резьбой используйте инструмент TL-FC32.
Момент затяжки: 35 - 50 Н·м
3 Вставьте ось на правом шатуне в чашки.
4 Наденьте левый шатун на ось каретки, совместив широкий
выступ с широким шлицом.
5 Для затяжки заглушки используйте инструмент TL-FC16.
Момент затяжки: 0,7 - 1,5 Н·м
6 Надавите на пластину фиксатора и убедитесь, что штифт
пластины надежно встал на место, затем затяните болты
левого шатуна.
Примечание: Каждый из болтов должен быть равномерно
затянут с одинаковым усилием 12 - 15 Н·м
* За подробностями по установке FC-M521 или BB-ES25-AK обратитесь к отдельному руководству.
5
6
2
4
(A)
1
3
Широкая канавка
TL-FC16
TL-FC32
Варианты установки проставочных колец
(1) Выясните ширину трубы каретки 68 мм или
73 мм.
(2) После этого установите чашку каретки,
сверяясь с рисунком, приведенным ниже.
Пластина
фиксатора
Штифт
пластины
Надавите
Внимание:
Установите пластину
фиксатора правильной
стороной, как показано
на рисунке.
Передний переключатель
Х = имеется в продаже
Установите одинаковые наконечники на все концы рубашек.
Наконечник
Плоская часть наружной пластины
переключателя должна
располагаться непосредственно над
наибольшей звездочкой и
параллельно ей. Закрепите с
помощью шестигранного ключа на
5 мм.
Момент затяжки:
5 - 7 Н•м
Большая передняя
звездочка
Рамка
переключателя
Рекомендации
При установке узлов и механизмов на карбоновые рамы или
рули следуйте указаниям производителя относительно момента
затяжки, поскольку чрезмерное усилие может привести к
повреждению изделия из карбона, а недостаточное усилие —
к ненадежному закреплению детали.
Установите манетку таким образом, чтобы ее рычажки имели
свободный ход и не препятствовали пользованию тормозом.
• Не используйте такие варианты крепления, при которых
торможение будет затруднено.
Pегулировка SIS*
Установка манетки
Длина цепи
Добавьте еще два звена (цепь на
наибольшей передней и задней
звездочках)
Наибольшая
задняя звездочка
Наибольшая
передняя звездочка
Цепь
Соблюдайте описанную ниже последовательность.
1. Регулировка ограничителя низшей передачи
Выньте установочную проставку "Про-Сет".
Установите зазор между внутренней пластиной
переключателя и цепью равный 0 - 0,5 мм.
A
B
B
A
Регулировочный
винт ограничителя
низшей передачи
Цепь
Установочная проставка
"Про-Сет"
Внутренняя
пластина рамки
переключателя
Положение цепи
Наибольшая
задняя звездочка
Малая передняя
звездочка
Диаметр руля в месте крепления манетки не должен
превышать 36 мм.
Момент затяжки:
5 Н·м
Шестигранный ключ на 5 мм
Нарезка рубашки Отрезав рубашку, придайте концам
круглую форму.
2. Прокладка и закрепление троса
Нажмите на рычажок манетки "Б"
два или более раза, проверьте
по индикатору, что манетка
сброшена, и закрепите трос.
Жестко натянув трос, закрепите
его, затянув прижимной болт
шестигранным ключом на 5 мм.
Рычажок (Б)
Момент затяжки:
5 - 7 Н•м
Установите заглушку, как
показано на рисунке, завинтив
ее до упора.
Не следует применять
чрезмерное усилие при затяжке,
так как вы можете сорвать
резьбу заглушки.
Кроме того, если заглушка
встанет в канале враспор,
то рычажок манетки может задевать о крышку корпуса
манетки, что помешает нормальной работе системы
переключения передач.
Если рычажок не возвращается, немного отверните
заглушку и попробуйте еще раз, свободно ли возвращается
рычажок.
Крышка
корпуса
Заглушка
Рычажок (Б)
Момент затяжки:
0,3 - 0,5 Н·м
Отрежьте избыточную длину троса и затем установите на него
наконечник.
< Переключатель с нижней тягой >
• FD-M530
< Переключатель с верхней тягой >
Момент затяжки:
5 - 7 Н•м
< Переключатель с нижней тягой >
• FD-M531
< Переключатель с
верхней тягой >
Шестигранный ключ
на 5 мм
Внимание:
Проведите трос,
как показано на
рисунке.
Зажимной
болт троса
Внимание:
Проведите трос,
как показано на
рисунке.
Зажимной
болт троса
За подробным описанием задней части привода, а
также замены и установки индикатора обратитесь
к соотв. руководству.
Система Каретка
Общая информация по безопасности
• Для чистки цепи пользуйтесь только нейтральными моющими средствами. Применение активных средств на основе
кислот или щелочей может привести к повреждению и (или) обрыву цепи.
• Для соединения цепей узкого типа используйте только окантованный соединительный штифт.
• Имеется два типа окантованных соединительных штифтов. Для правильного выбора штифта, ознакомьтесь с
таблицей, приведенной ниже.
Применение неокантованных соединительных
штифтов или нерекомендованных для данного
типа цепи окантованных соединительных
штифтов или выжимок не обеспечит достаточной
прочности соединения, что может вызвать сход
или разрыв цепи.
• Если по каким-либо причинам необходимо
изменить длину цепи, не следует разъединять
ее на том же месте, где ранее был установлен
окантованный или обычный штифт. Так вы повредите пластины цепи.
• Следите за тем, чтобы ваши брюки не попали в цепь при езде! В противном случае вы
можете упасть с велосипеда.
• Регулярно проверяйте степень удлинения и наличие повреждений цепи. Если цепь
повреждена или имеет недопустимое удлинение, ее необходимо заменить. В противном
случае вероятный разрыв цепи может привести к тяжелым травмам.
• Используйте системы, совместимые с 9-скоростными цепями моделей Shimano CN-7701, CN-HG93 and CN-HG73.
Использование системы для 8-скоростной (или менее) цепи может привести к проблемам с переключением передач
на передних звездочках, а также размыканию или разрыву цепи.
• Два крепежных болта левого шатуна следует затягивать поочередно в несколько приемов, вместо полной затяжки одного,
а затем другого болта. Используйте динамометрический ключ для установки момента затяжки в диапазоне 12—15 Н·м.
Затем после примерно 100 км еще раз проверьте момент затяжки.
Периодически проверяйте момент затяжки.
Если момент затяжки недостаточен или если крепежные болты не затягивались поочередно в несколько приёмов, левый
шатун может сойти с вала каретки, что может привести к падению с велосипеда, чреватому тяжелыми травмами.
• Перед поездкой проверяйте отсутствие трещин в шатунах. При наличии трещин шатун может сломаться, что может
привести к падению с велосипеда.
• При неверной установке заглушки ось может проржаветь и сломаться, что может привести к падению с велосипеда,
чреватому серьезными травмами.
• Перед монтажом оборудования внимательно прочтите инструкции. Плохо закрепленная, изношенная или
поврежденная деталь может привести к падению с велосипеда, что чревато тяжелыми травмами. Рекомендуется
применять только оригинальные запасные части "Шимано".
• Перед монтажом оборудования внимательно прочтите инструкции. Неправильная регулировка может вызывать сход
цепи, что может привести к падению с велосипеда, чреватому тяжелыми травмами.
• Внимательно прочтите данное руководство по техническому обслуживанию и храните его для повторного обращения.
Окантованный соединительный штифт
Палец цепи Соединительный палец
Рекомендации
• Кроме того, если при педалировании ощущается что-то ненормальное, произведите повторную проверку.
• Перед катанием проверьте надежность крепления шатунов на оси каретки, а также педалей в шатунах. Периодически
подтягивайте крепёжные болты шатуна (BB-FC, FC-PD).
• Если из соединения между осью каретки и соединителем левого шатуна раздается скрип, нанесите смазку на
соединитель и затяните его до указанного момента.
• Не промывайте узел каретки водой под высоким давлением.
• Если вы чувствуете чрезмерный люфт оси каретки, ее следует заменить.
• Если вы чувствуете, что при переключении передач отсутствует плавность, промойте переключатель и смажьте все
его подвижные части.
• Если шарнирные соединения переключателя имеют люфт, делающий регулировку невозможной, то переключатель
следует заменить.
• Следует периодически промывать нейтральным средством и смазывать передние звездочки. Кроме того, регулярная
промывка и смазка цепи является эффективным способом продления срока службы передних звездочек и цепи.
• Если при педалировании цепь сходит или проскакивает на зубьях, замените цепь и звездочки.
• Когда цепь находится на звездочках, показанных серым на рисунке, она может задевать соседние передние звездочки
или рамку переднего переключателя и вызывать шум. Если шум причиняет дискомфорт, переключите цепь на
следующую большую заднюю звездочку или на следующую за ней.
• Перед установкой нанесите смазку на левую и правую чашку.
• Для обеспечения нормальной работы оборудования используйте указанные в
технических условиях рубашку и направляющую троса под каретку.
• Этот передний переключатель предназначен только для тройной передней
звездочки. Его нельзя использовать с двойными передними звездочками,
поскольку точки переключения не совпадают.
• Для установки переднего переключателя с верхней тягой рама должна иметь три
упора для рубашек, как показано на рисунке справа.
• Длина переднего отрезка рубашек должна быть слегка избыточной даже при
полном повороте руля в обе стороны. Кроме того, рычажки манетки не должны
касаться рамы при полном повороте руля в обе стороны.
• Для троса переключения модели (SIS-SP41) применяется особая силиконовая смазка. Не
применяйте смазку DURAСЕ и другие виды смазки, так как они могут вызвать ухудшение
работы системы переключения передач.
• Для обеспечения нормального скольжения смажьте трос и внутреннюю поверхность рубашки.
• Переключение передач возможно только при вращении педалей вперед.
• Если тормозная жидкость, используемая в дисковых тормозах, имеет свойство прилипать
к пластмассовым деталям манеток, то они могут потрескаться или обесцветиться. Поэтому
проверьте, чтобы тормозная жидкость не прилипала к данным пластмассовым деталям.
Минеральное масло, используемое в дисковых тормозах "Шимано", не вызывает трещин или обесцвечивания при
контакте с пластмассовыми деталями, но такие детали должны предварительно очищаться спиртом во избежание
налипания инородных частиц.
• Не разбирайте манетку, т. к. это может повредить ее или вызвать неправильную работу.
• Гарантия не распространяется на случаи естественного износа при нормальной эксплуатации оборудования.
• По любым вопросам относительно способов установки, регулировки, технического обслуживания или эксплуатации
оборудования обращайтесь к торговым посредникам и представителям.
Упоры рубашек
Передние
звездочки
Задние
звездочки
Заглушка
Цепь
Окантованный
соединительный штифт
Выжимка
9-скоростная сверхузкая
цепь, такая как
CN-7701 или CN-HG93
TL-CN32 / TL-CN27
8-/7-/6-скоростная узкая
цепь, такая как
CN-HG50 или CN-HG40
TL-CN32 / TL-CN27
Серебристый
Черный
ВНИМАНИЕ
SI-6N1FA-003
Наименование группы Deore
RAPIDFIRE M9 (рычажковые манетки) SL-M530
Комплект троса и оболочки SIS-SP41
Передний переключатель FD-M530 / FD-M531
Система FC-M532 / FC-M533-K, FC-M542 / FC-M543-K FC-M521
Каретка –– BB-ES25-AK
Цепь CN-HG53
Направляющая троса под каретку SM-SP17 / SM-BT17
A B C
Установка с
переключателем
под каретку
Произведите монтаж,
как показано на
рисунке.
A A
A
A
A
A A
A
A A
A
A A A
C
C
C B
Номер модели FD-M530 / FD-M531
Может использоваться как верхняя, так и нижняя тяга X
Разность зубьев большой и малой передних звездочек 22 зуба
Мин. разница между большой и средней звездочкой 12 зубьев
Диаметр хомута переднего переключателя S, M, L
Угол между нижними задними перьями и подседельной трубой (
a
)
63° - 66°, 66° - 69°
Применимая линия цепи 50 мм
Номер модели FC-M532 / FC-M533-K FC-M542 FC-M543-K
Число зубьев передних звездочек 44-32-22 зуба или 48-36-26 зубьев 44-32-22
44-32-22 зуба или
48-36-26 зубьев
Диаметр окружности болтового крепления 104 мм / 64 мм 104 мм / 64 мм
Длина шатунов 170 мм, 175 мм 170 мм, 175 мм
Линия цепи 50 мм 50 мм
Ширина трубы каретки 68 или 73 мм 68 или 73 мм
Размер резьбы BC1,37 (68, 73 мм) BC1,37 (68, 73 мм)
Номер модели FC-M521
Число зубьев передних звездочек
44-32-22 зуба или
48-36-26 зубьев
Диаметр окружности болтового крепления 104 мм / 64 мм
Длина шатунов 170 мм, 175 мм
Размер резьбы педалей BC 9/16" x 20 T.P.I.
Применимая каретка BB-ES25-AK
Номер модели BB-ES25-AK
Длина вала 121 мм
Линия цепи 50 мм
Ширина трубы каретки 68 мм
Размер резьбы BC1,37 (68 мм)
Толщина кожуха цепи 1,8 мм
Если цепь спадает на трубу
каретки.
Заверните винт ограничителя
высшей передачи примерно на
1/4 оборота.
При затрудненном переключении со
средней на большую звездочку.
Отверните винт ограничителя
высшей передачи примерно на
1/8 оборота.
При затрудненном переключении со
средней на малую звездочку.
Отверните винт ограничителя
низсшей передачи примерно на
1/4 оборота.
Если цепь на наибольшей
передней звездочке задевает о
внутреннюю пластину переднего
переключателя.
Заверните винт ограничителя
высшей передачи примерно на
1/8 оборота.
Если цепь на наибольшей
передней звездочке задевает
о внешнюю пластину переднего
переключателя.
Отверните винт ограничителя
высшей передачи примерно на
1/8 оборота.
Если при переключении с большой
звездочки пропускается средняя
звездочка.
Отверните винт регулировки
натяжения троса на манетке
на 1—2 оборота.
Если цепь на средней передней
и наибольшей задней звездочках
задевает о внутреннюю пластину
переднего переключателя.
Отверните винт регулировки
натяжения троса на 1—2
оборота.
Если цепь спадает на трубу
каретки.
Заверните винт ограничителя
низшей передачи примерно на
1/2 оборота.
Если рычажок заедает при
переключении со средней на
большую звездочку.
Отверните винт ограничителя
высшей передачи примерно на
1/4 оборота.
* дискретная система переключения передач "Шимано"
68 мм
73 мм
2,5 мм
1,8 мм
0,7 мм
6,5 мм
7,1 мм
rus_280739_6N1FA_003.indd 1rus_280739_6N1FA_003.indd 1 30/07/08 1:33:36 PM30/07/08 1:33:36 PM
/