Ходовая часть
Для повышения эффективности программы ESP применяется система DSR (помощь в руле-
вом управлении). Для работы этой системы используются характеристики электроусилителя
рулевого управления. Если вследствие плохого дорожного покрытия или высокой скорости
движения автомобиль отклоняется от заданной траектории движения из-за избыточной
или недостаточной поворачиваемости, то курсовую устойчивость за короткий промежуток
времени восстанавливается не только за счет целенаправленного подтормаживания соот-
ветствующих колес, но и за счет воздействия на рулевое управление. В результате водитель
может избежать серьезных последствий при боковом ударе в 65% случаев.
Система DSR (Помощь в рулевом управлении)
SP59_51
Назначение
Система DSR включается, когда интенсивное
торможение (с задействованной системой
АБС) может вызвать различной силы сцеп-
ление с дорогой между левыми и правыми
колесами. Обычная система ESP работает
так, что торможение не приводит к заносу
и водитель может удержать автомобиль на
дороге и избежать возможной аварии. Сис-
тема ESP распределяет тормозное усилие
между колесами, т.е. к некоторым колесам
прикладывается большее тормозное уси-
лие, а к некоторым – меньшее. В результате
автомобиль движется по необходимой
водителю траектории.
В этом заключается недостаток системы
ESP. Если к колесу, находящемуся на сколь-
зком покрытии, например, на заснеженной
дороге, требуется приложить максимальное
тормозное усилие, то необходимо также со-
ответственно уменьшать тормозное усилие
и на других колесах. Поэтому в таких усло-
виях значительная часть тормозного усилия
не используется.
Увеличение тормозного усилия на колесе с
более хорошим сцеплением с дорогой, на-
пример, на сухом участке дороги, без кор-
ректирующих движений рулевым колесом
может привести к развороту автомобиль
вокруг этого колеса. Система прикладывает
на рулевое колесо небольшой крутящий
момент (около 3 Н*м), чтобы водитель
довернул рулевое колесо в сторону, проти-
воположную заносу автомобиля. Благодаря
этому увеличивается тормозное усилие на
колесе с более хорошим сцеплением с до-
рогой. По сигналам ЭБУ, который управляет
системами ESP и АБС, электроусилитель
прикладывает на рулевое колесо требуемое
усилие в том направлении, в которое следу-
ет довернуть рулевое колесо. В экстремаль-
ной ситуации тормозной путь автомобиля
сокращается на 10% по сравнению с авто-
мобилями с обычной системой ESP.
Работа системы
Автомобили без системы ESP
При торможении автомобиля тормозное
усилие становится больше на колесе, име-
ющем более хорошее сцепление с дорогой
(в данном случае на правые колеса). Воз-
никает вращающий момент МВ, который
приводит к неуправляемому заносу авто-
мобиля.