- 14 - Copyright © 2019, Fast ČR, a.s.
08/2019
При монтаже оборудования, содержащего хладагент, необходимо выполнить
следующие проверки:
– объем содержимого должен соответствовать размерам помещения, вкотором
смонтированы компоненты, содержащие хладагент;
– вентиляционная система и выводы работают на полную мощность и не
засорены;
– если используется контур непрямого охлаждения, второй контур необходимо
проверить на наличие хладагента;
– маркировка оборудования должна быть постоянно видимой иразборчивой;
неразборчивые символы изнаки должны быть исправлены;
– трубопроводы охлаждения или его компоненты монтируются там, где они
вряд ли будут подвергаться воздействию какого-либо вещества, способного
разъедать компоненты, содержащие хладагент, если только они не
изготовлены из материалов, устойчивых квнутренней коррозии или имеющих
соответствующую защиту от нее.
1.9 Проверка электрооборудования
Ремонт и техническое обслуживание электрических компонентов должны
включать всебя проверку безопасности иосмотр компонентов.
Если возникнет неисправность, способная поставить под угрозу безопасность, то
кцепи не следует подключать источник питания, пока неисправность не будет
надежно устранена. Если неисправность не может быть устранена немедленно,
однако требуется продолжение эксплуатации, то необходимо использовать
подходящее временное решение. Об этом необходимо сообщить владельцу
оборудования, чтобы, всвою очередь, были оповещены все стороны.
Входе первичной проверки должен быть проведен контроль того, что:
■ конденсаторы разряжены: это необходимо выполнить безопасным способом,
чтобы исключить возможность искрообразования;
■ при наполнении, восстановлении и чистке системы не оголены никакие
электрические компоненты ипроводка;
■ заземление не повреждено.
2. Ремонт герметичных компонентов
Во время ремонта герметичных компонентов еще до того, как будут сняты
герметичные крышки и пр., необходимо отключить все электропитание от
оборудования, скоторым проводятся работы. Если, все же, во время проведения
технического обслуживания абсолютно необходимо подавать к нему питание,
то необходимо разместить в ближайшей точке работающее устройство
обнаружения утечки, которое предупредит о потенциальной чрезвычайной
ситуации.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы в ходе работ с электрическими
компонентами уровень защиты не изменился до опасной степени. Такими
ситуациями является повреждение кабелей, чрезмерное количество стыков
и клемм, выполненных не в соответствии с оригинальной спецификацией,
повреждение уплотнителя, неправильные сальники ит. д.
Необходимо позаботиться о том, чтобы устройство было безопасно
смонтировано.
Необходимо позаботиться о том, чтобы уплотняющие материалы не пришли
внегодность до такой степени. что не выполняли бы функцию предотвращения
проникновения горючей среды. Запасные части должны соответствовать
спецификациям производителя.
ПРИМЕЧАНИЕ: Использование силиконового герметика может снижать
эффективности некоторых детекторов утечки. Перед работой с внутренними
предохранительными компонентами их не следует отсоединять от оборудования.
3. Ремонт внутренних предохранительных компонентов
Контур не должен испытывать постоянную индукционную или мощностную
нагрузку, чтобы не было превышено допустимое для используемого
оборудования напряжение исила тока.
Внутренние предохранительные компоненты – это единственные части,
с которыми можно работать в огнеопасной среде, в том числе когда они
эксплуатируются. Испытательный прибор должен обладать правильными
характеристиками.
Эти компоненты можно заменять только на те, которые соответствуют
спецификациям производителя. Другие запасные части могут стать причиной
воспламенения хладагента вслучае его утечки вокружающую среду.
4. Кабельная проводка
Убедитесь, что кабельная проводка не подверглась износу, коррозии,
чрезмерному давлению, вибрации, воздействию острых граней или других
неблагоприятных факторов. Входе проверки необходимо учитывать воздействие
старения и постоянной вибрации от таких источников, как компрессоры или
вентиляторы.
5. Обнаружение горючих хладагентов
Ни при каких обстоятельствах при поиске или определении утечек хладагента
нельзя использовать потенциальные источники возгорания.
Нельзя использовать галогенную горелку (или любой другой детектор,
использующий открытое пламя).
6. Методы обнаружения утечки
Для систем, содержащих горючий хладагент, считаются приемлемыми следующие
способы обнаружения утечки.
Для обнаружения горючих хладагентов должны применяться электронные
детекторы утечки, однако их чувствительность может быть недостаточной
или требовать повторной калибровки (детекторы должны пройти калибровку
впомещении, вкотором отсутствует хладагент). Необходимо позаботиться отом,
чтобы детектор не был потенциальным источником воспламенения иподходил
для используемого хладагента. На детекторе утечки обязательно должен быть
выставлен нижний предел воспламеняемости (LFL) в процентах, и прибор
должен быть откалиброван по используемому хладагенту с подтверждением
положительной реакции на процентное содержание газа (не более 25%).
Жидкости подходят для определения утечки большинства хладагентов, однако
необходимо исключить использование хлорсодержащих чистящих средств,
поскольку хлор может реагировать с хладагентом, вызывая коррозию медных
трубок.
Вслучае подозрения на утечку необходимо удалить или погасить все источники
открытого огня.
Вслучае обнаружения утечки хладагента, требующей пайки, следует удалить из
системы весь хладагент или изолировать его (перекрыв клапан) вчасти системы,
отдаленной от места утечки. Перед пайкой и после нее систему необходимо
продуть бескислородным азотом (OFN).
7. Удаление иоткачка
Вслучае открытия контура охлаждения по причине ремонта, либо по какой-либо
другой причине, необходимо соблюдать стандартные процедуры. Однако важно
придерживаться методов, оптимальных с точки зрения воспламеняемости.
Необходимо соблюдать следующий порядок действий:
■ удалить хладагент;
■ прочистить контур инертным газом;
■ откачать;
■ снова прочистить инертным газом;
■ вскрыть контур путем резки или пайки.
Содержимое контура необходимо перекачивать в подходящие откачивающие
цилиндры. Для приведения агрегата вбезопасное состояние система обязательно
должна быть заполнена OFN (бескислородным азотом). Возможно, потребуется
повторить эту процедуру несколько раз. Для этих целей нельзя использовать
сжатый воздух или кислород.
Чтобы заполнить систему, можно нарушить ее пониженное давление,
наполнять бескислородным азотом до достижения рабочего давления, далее
провентилировать, выпустив газ ватмосферу и, наконец, понизить давление. Эта
процедура должна повторяться, пока всистема остается хладагент. При последнем
использовании бескислородного азота необходимо провентилировать систему
при атмосферном давлении, чтобы далее можно было проводить работы. Эти
действия абсолютно необходимы, если нужно выполнить пайку трубопровода.
Необходимо позаботиться отом, чтобы выходы для вакуумного насоса не были
рядом скаким-либо источником возгорания, атакже овентиляции.
8. Процедура наполнения
В дополнение к обычным процедурам наполнения должны быть выполнены
следующие требования.
– Необходимо позаботиться о том, чтобы при использовании наполняющего
оборудования не смешивались разные виды хладагентов. Шланг или труба
должны быть настолько короткими, насколько это возможно, чтобы свести
кминимуму содержание хладагента вних.
– Цилиндры должны удерживаться ввертикальном положении.
– Необходимо позаботиться о том, чтобы перед наполнением системы
хладагентом она была заземлена.
Когда наполнение завершится, необходимо обозначить систему табличкой
(если ее еще нет).
– Особо следует позаботиться отом, чтобы не переполнить систему.
Перед первым наполнением новой системы необходимо провести ее испытание
при помощи бескислородного азота. Система должна быть испытана на предмет
утечки после завершения работ, но до ввода в эксплуатацию. Перед тем, как
покинуть зону монтажных работ, необходимо провести контрольное испытание.
9. Вывод из эксплуатации
Перед выполнением этой процедуры исключительно важно, чтобы проводящий
ее специалист полностью ознакомился с оборудованием и всеми его
особенностями. Чтобы безопасно удалить весь хладагент, рекомендуется
соблюдать подходящий порядок действий. Перед тем, как приступить к этим
действиям, следует взять пробы масла и хладагента на тот случай, если перед
новым использованием восстановленного хладагента потребуется его анализ.
Перед началом этих действий необходим доступ кэлектроэнергии.
а) Ознакомиться соборудованием иего функционированием.
б) Отсоединить систему от электропитания.
в) Перед исполнением процесса обеспечить:
■ наличие механического оборудования для перемещения цилиндров
схладагентом, если таковое потребуется;
■ наличие всех средств индивидуальной защиты, а также чтобы они
использовались надлежащим образом;
■ чтобы процесс откачки выполнялся под постоянным надзором компетентного
лица;
■ чтобы откачивающее оборудование и цилиндры отвечали требованиям
соответствующих стандартов.
г) Откачать содержимое из системы охлаждения, если это возможно.
д) Если достичь вакуума невозможно, сооружается коллекторный трубопровод,
куда будет откачиваться хладагент из разных частей системы.
е) Позаботиться отом, чтобы перед началом откачки цилиндр был помещен на
весы.
ж) Включить откачивающее оборудование и руководствоваться инструкцией
производителя.
з) Не переполнять цилиндры. (не более 80% жидкостного объема).
и) Не превышать максимальное рабочее давление цилиндров, даже временно.
к) Когда цилиндры будут надлежащим образом наполнены, ипроцесс завершится,
позаботиться о том, чтобы цилиндры и оборудование были немедленно
удалены из монтажной зоны, авсе разделительные клапаны на оборудовании
– закрыты.
л) Откачанный хладагент нельзя закачивать в другую систему охлаждения без
предварительной очистки ипроверки.