SL-M980

Shimano SL-M980, SL-M980-I Service Instructions

  • Здравствуйте! Я прочитал инструкцию по техническому обслуживанию передней части привода Shimano XTR, включая модели FD-M980, FD-M980-E, FD-M981, FD-M981-D, FC-M980, CN-M980, SL-M980-L и SL-M980-IL. Готов ответить на ваши вопросы об установке, настройке и уходе за этим оборудованием. В инструкции подробно описаны моменты затяжки, типы смазок, а также важные меры безопасности.
  • Как правильно установить передний переключатель?
    Какой момент затяжки для болтов левого шатуна?
    Какие смазки использовать для системы переключения?
    Что делать, если цепь соскакивает?
"Периодичность обслуживания зависит от частоты использования и условий катания. Регулярно
очищайте цепь подходящим очистителем цепи. Никогда не применяйте щелочные или кислотные
очистители типа очистителя ржавчины. Если применять такие растворители, цепь может разорваться
и причинить серьезную травму."
Для обеспечения плавной работы системы переключения применяемые цепи имеют лицевую и обратную стороны с
маркировкой во избежание установки цепи неправильной стороной. Расчетные характеристики достигаются при
установке цепи с соблюдением сторон. В противном случае цепь может соскочить и стать причиной падения с
велосипеда, чреватого серьезными травмами.
Для соединения цепей узкого типа используйте только окантованный соединительный штифт.
Применение неокантованных соединительных
штифтов или нерекомендованных для данного типа
цепи окантованных соединительных штифтов или
выжимок не обеспечит достаточной прочности
соединения, что может вызвать соскакивание или
разрыв цепи.
Если по каким-либо причинам необходимо изменить
длину цепи, не следует разъединять ее на том же
месте, где ранее был установлен окантованный
штифт. Так вы повредите пластины цепи.
Следите за тем, чтобы ваши брюки не попали в цепь при езде! В противном случае вы
можете упасть с велосипеда.
Регулярно проверяйте растяжение цепи и наличие повреждений цепи. Если цепь
повреждена или имеет недопустимое растяжение, ее необходимо заменить. В противном
случае вероятный разрыв цепи может привести к тяжелым травмам.
Два крепежных болта левого шатуна следует затягивать поочередно в несколько приемов, вместо полной затяжки одного,
а затем другого болта. Используйте динамометрический ключ для установки момента затяжки в диапазоне 12-14 Н•м.
Затем после примерно 100 км еще раз проверьте момент затяжки. Периодически проверяйте момент затяжки! Если
момент затяжки слишком мал или если крепежные болты не затягивались поочередно в несколько приёмов, левый шатун
может сойти с вала каретки, вы можете упасть с велосипеда, что чревато серьезными травмами.
Перед поездкой проверяйте отсутствие трещин в шатунах. При наличии трещин шатун может сломаться, что может
привести к падению с велосипеда.
При неверной установке заглушки оси ось может проржаветь и сломаться, что может привести к падению
с велосипеда, чреватому серьезными травмами.
Перед установкой компонентов внимательно прочтите инструкции. Плохо закрепленная, изношенная или
поврежденная деталь может привести к падению с велосипеда, что чревато тяжелыми травмами. Рекомендуется
применять только оригинальные запасные части "Шимано".
Перед установкой компонентов внимательно прочтите инструкции. Неправильная регулировка может привести
к соскакиванию цепи и падению с велосипеда, чреватому серьезной травмой.
Внимательно прочтите данное руководство по техническому обслуживанию и храните его для повторного обращения.
Рекомендации
Кроме того, если при нажатии на педали ощущается что-то ненормальное, произведите повторную проверку.
Перед катанием убедитесь, что все соединения не прослаблены и не имеют люфта. Обязательно периодически
подтягивайте крепление шатунов и педалей.
При установке педалей нанесите на резьбу немного смазки для предотвращения залипания резьбы. Используйте
динамометрический ключ для надежной затяжки педалей. Момент затяжки: 35-55 Н•м Правый шатун имеет правую
резьбу, а левый шатун - левую.
Если из соединения между осью каретки и левым шатуном раздается скрип, нанесите смазку на место соединения
и затяните его до указанного момента.
Для очистки шатуна и каретки пользуйтесь нейтральным моющим средством. Использование щелочных или кислотных
моющих средств может вызвать обесцвечивание.
Не промывайте узел каретки водой под высоким давлением.
Если вы чувствуете чрезмерный люфт оси каретки, ее следует заменить.
Если вы чувствуете, что при переключении передач отсутствует плавность, промойте переключатель и смажьте все его
подвижные части.
Если шарнирные соединения переключателя имеют люфт, делающий регулировку
невозможной, то переключатель следует заменить.
Следует периодически очищать, промывать и смазывать передние звезды.
Регулярная промывка и смазка цепи является эффективным способом продления
срока службы звезд и цепи.
Если при педалировании цепь соскакивает или проскакивает на зубьях, замените
цепь и звезды.
Когда цепь находится в положении, показанном на рисунке, она может задевать
передние звезды или передний переключатель и создавать шум. Если шум
причиняет дискомфорт, переключите цепь на следующую большую заднюю звезду или на
следующую за ней, если цепь находится в положении, показанном на рисунке 1. Переключите цепь
на следующую меньшую заднюю звезду или на следующую за ней, если она находится в
положении, показанном на рисунке 2.
На рамах с амортизацией угол нижних перьев будет меняться в зависимости от того, едут на
велосипеде или нет. Когда на велосиепеде никто не едет, а цепь расположена на наибольшей передней
и наименьшей задней звездах, наружная пластина рамки переключателя может касаться цепи.
Ваши брюки могут испачкаться о цепь при катании.
Перед установкой нанесите смазку на левую и правую чашку.
Для обеспечения нормальной работы используйте указанные в технических условиях рубашку и направляющую троса под каретку.
Этот передний переключатель предназначен только для системы с тремя звездами. Его нельзя использовать с
системой с двумя звездами, поскольку точки переключения не совпадают.
Для установки переднего переключателя с верхней тягой рама должна иметь три упора для рубашек, как показано
на рисунке справа.
Длина рубашек должна быть слегка избыточной даже при полном повороте руля в обе стороны. Кроме того, рычажки
манетки не должны касаться рамы при полном повороте руля в обе стороны.
Для троса переключения применяется особая силиконовая смазка. Не применяйте смазку DURA-АСЕ и другие виды
смазки, так как они могут вызвать ухудшение работы системы переключения передач.
Для обеспечения нормального скольжения смажьте трос и внутреннюю поверхность рубашки.
Переключение передач возможно только при вращении педалей вперед.
Тормозная жидкость, используемая в гидравлических дисковых тормозах, имеет свойство прилипать к пластмассовым
деталям манеток, и они могут потрескаться или обесцветиться. Поэтому проверьте, не контактирует ли тормозная
жидкость с пластмассовыми деталями. Минеральное масло, используемое в дисковых тормозах "Шимано", не
вызывает трещин или обесцвечивания при контакте с пластмассовыми деталями, но такие детали должны
предварительно очищаться спиртом во избежание налипания инородных частиц.
Не разбирайте манетку, т. к. это может ее повредить или вызвать неправильную работу.
Обязательно прочитайте инструкцию по техническому обслуживанию системы заднего привода наряду с данной
инструкцией (SL-M980-I).
Гарантия на детали не распространяется в случае естественного износа или повреждения в результате нормальной эксплуатации.
По любым вопросам относительно способов установки, регулировки, технического обслуживания или эксплуатации
оборудования обращайтесь по месту покупки или в сервисные центры.
Примечание:
Не прилагайте усилие, чтобы повернуть переключатель
режимов. Если вы попытаетесь его повернуть, он сломается.
Переключатель режимов
Переключатель режимов
* Инструкции по техническому обслуживанию
на других языках доступны на :
http://techdocs.shimano.com
Внимание! Изменение технических параметров в целях улучшения происходит без
предварительного уведомления. (Russian)
Общая информация по безопасности
Упоры рубашек
Передние
звезды
Задние
звезды
Инструкции по техническому обслуживанию
SI-5M40A-003
Детализация
Диаметры хомута переключателя:
S (28,6 мм), M (31,8 мм), L (34,9 мм)
При использовании размеров S или M,
примените хомут диаметром 28,6 или
31,8 мм и установите его на переходник
размера L.
Угол нижних
перьев
SI-5M40A-003-02
Передняя часть привода
В целях обеспечения оптимальной работы компонентов рекомендуется использовать их в следующих комбинациях:
(1) Выясните ширину трубы каретки
(68 мм или 73 мм).
(2) После этого установите чашку каретки,
сверяясь с рисунком, приведенным ниже.
С хомутом С держателем
68 мм
2.5 mm
1
Проставочное
кольцо
68 мм
Крепление на
каретку
73 мм 73 мм
A
A A A A
A
Установка системы
Следуйте порядку действий, показанному на рисунке.
1, 2 Для установки правой чашки с левой резьбой, трубки и
левой чашки с правой резьбой используйте инструмент
TL-FC32/33/36. Момент затяжки: 35-50 Н•м
Примечание: В зависимости от ширины трубы каретки
могут понадобиться прокладки. Подробнее
см. "Способ установки прокладок".
3 Вставьте ось на правом шатуне в чашки.
4 Установите секцию А левого шатуна на ось узла правого
шатуна, где паз широкий.
5 Для затягивания колпачка применяйте TL-FC16/18.
Момент затяжки: 0,7-1,5 Н•м
6 Надавите на пластину фиксатора и убедитесь в том, что
штифт пластины надежно встал на место, затем затяните
болт левого шатуна. (Шестигранный ключ на 5 мм)
Примечание: Каждый из болтов должен быть
равномерно затянут с одинаковым усилием
12-14 Н•м
Варианты установки проставочных колец
6 2
1
3
Широкая канавка
TL-FC16
Пластина фиксатора
Штифт
пластины
Надавите
5
4
(A)
TL-FC32
A
Внутренний кожух
Окантованный соединительный штифт
Соединительный
штифт
Соединительный
штифт
* При использовании трубы каретки шириной 68 мм с хомутом
можно применять совместно прокладки 1,8 мм и 0,7 мм
вместо прокладки 2,5 мм.
Установите такой же наконечник на обрезанный конец
рубашки.
Наконечник
Обрезка рубашки
При обрезке рубашки начинайте с конца, где нет маркировки.
Обрезав рубашку, закруглите конец, чтобы
внутренняя часть отверстия была ровной по
диаметру.
ВНИМАНИЕ!
1. Ослабьте зажимной болт (гайку) крепления троса на
переднем переключателе и извлеките трос из манетки
в последовательности обратной установке.
2. Снимите регулировочный барабан.
3. Отвинтите соединительный болт механизма.
4. Открутите четыре винта корпуса манетки и снимите
манетку, как показано на рисунке.
5. Для сборки отрегулируйте манетку и крепление и установите
на место винты корпуса манетки.
6. Наденьте шайбу на фиксирующий винт и затяните винт.
7. Установите регулировочный барабан.
Разборку и сборку следует выполнять только при снятии или
замене индикатора.
Длина цепи
Добавьте еще два звена (цепь на
наибольшей передней и задней
звездах)
Наибольшая
задняя звезда
Наибольшая
передняя звезда
Цепь
Переключение с меньшей на большую звезду (ручка A)
При однократном нажатии ручки (A) происходит переключение
с меньшей на ближайшую большую звезду.
Например:
со средней на большую звезду.
Переключение с большей на меньшую звезду (ручка B)
При однократном нажатии ручки (B) происходит переключение
с большей на ближайшую меньшую звезду.
Например:
с большей на среднюю звезду
Переключение передач
Механизм манетки делает возможным мгновенное переключение благодаря тому, что трос начинает движение сразу
же после нажатия на рычажок.
Ручка B имеет механизм, который позволяет нажимать ручку как на себя, так и от себя.
Обе ручки, (A) и (B), всегда возвращаются в исходное положение, когда вы отпускаете их после нажатия.
При работе одной ручкой всегда одновременно вращайте шатун вперед.
Исходное положение ручки (A) Ручка (B)
ДВУНАПРАВЛЕННОЕ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Установите заглушку, как показано на
рисунке, завинтив ее до упора. Не
поворачивайте ее больше необходимого;
в противном случае возможно
повреждение резьбы.
Заглушка
Момент затяжки: 3 Н•м
Шестигранный ключ на 4 мм
Используйте грипсы руля
с максимальным диаметром 32 мм.
Установка манетки
Замена манетки
Момент затяжки: 2,5 Н•м
Положение манетки может быть
отрегулировано смещением влево
или вправо.
Установите манетку таким образом, чтобы ее ручки имели
свободный ход и не мешали пользованию тормозом.
Не используйте такие варианты крепления, при которых
торможение будет затруднено.
Примечание:
При установке компонентов на карбоновые рамы или рули
следуйте указаниям производителя относительно момента
затяжки, поскольку чрезмерное усилие может привести
к повреждению изделия из карбона, а недостаточное усилие -
к ненадежному закреплению компонентов.
Момент затяжки: 2,5 Н•м
Шайба
Соединительный болт механизма
Примечание:
Установите пластину фиксатора правильной
стороной, как показано на рисунке.
Прокладка и закрепление троса
Поставьте переключатель режимов в положение 3x (тройной
режим) и проверьте низшее положение. Нажмите на ручку
B два или более раз для сброса в низшее положение. Снимите
крышку внутреннего отверстия и установите трос.
Заглушка
Трос
Ручка (B)
Обратитесь к техническому руководству переднего
переключателя передач FD-M980 / M980-E / M981 / M981-D
за указаниями по установке и регулировке системы
переключения передач.
Момент затяжки: 0,08 Н•м
Винты корпуса манетки (малые)
Момент затяжки: 0,14 Н•м
Винты корпуса манетки (большие)
Регулировочный барабан
Моноблок
ВНИМАНИЕ!
Наименование группы XTR
Rapidfire (манетка) SL-M980-L / SL-M980-IL
Рубашка троса OT-SP41 (SIS-SP41)
Передний переключатель FD-M980 / FD-M980-E / FD-M981 / FD-M981-D
Система FC-M980
Цепь CN-M980
Направляющая троса под каретку SM-SP17
Передний переключатель
Х = имеется в продаже
Номер модели FD-M980 FD-M980-E FD-M981 FD-M981-D
Переключатель с нижней тягой X
Переключатель с верхней тягой X
Разность зубьев большой и малой передних звезд
18 T
Мин. разница между большой и средней звездами
10 T
Диаметр хомута переднего переключателя S, M, L - S, M, L -
Угол нижних перьев (
)
66° - 69°
Применимая линия цепи 50 мм
Система
Номер модели FC-M980
Число зубьев передних звезд
42-32-24 T
Диаметр окружности болтового крепления 104 мм / 64 мм
Длина шатунов 165 мм, 170 мм, 175 мм, 180 мм
Линия цепи 50 мм
Ширина трубы каретки 68 или 73 мм
Размер резьбы BC1,37 (68, 73 мм)
Чашки каретки
SM-BB90-A
Цепь
Окантованный
соединительный штифт
Выжимка цепи
10-скоростная
сверхузкая цепь для
горного велосипеда
с тремя
насечками
TL-CN32
TL-CN23
TL-CN27
с двумя
насечками
Если цепь находится на малой или промежуточной передней звезде, существует опасность пораниться концами зубьев
большой передней звезды.
Рис 2
Рис 1
68 MM
73 MM
2,5 MM
/