6. Нажмите на рукоятку несколько раз для
проверки работы тормоза.
7. Извлеките вкладыш, установите колесо, затем проверьте, чтобы ротор не задевал за суппорт. Если
они соприкасаются, произведите регулировку согласно пункту "Установка суппорта".
8. После проверки уровня масла установите на место крышку бачка.
9. Верните рукоятку тормоза в исходное положение.
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию
SI-8FF0A-002
Общая информация по безопасности
ВНИМАНИЕ
• Даунхил и фрирайд на велосипеде по своей природе являются опасным занятием. Существует
риск стать жертвой несчастного случая, который может привести к тяжкой травме или летальному
исходу. Велосипедистам настоятельно рекомендуется одевать шлем и защиту, а также проверять
велосипед перед катанием. Пожалуйста, помните, что вы отправляетесь кататься на свой страх и
риск и что вы должны очень внимательно учитывать свой опыт и мастерство.
• Тормозная система M810 предназначена для использования на велосипедах для скоростного спуска
и фрирайда, поэтому она развивает значительно большее тормозное усилие, чем другие тормоза.
Велосипедисту необходимо привыкнуть к большему тормозному усилию в менее тяжелых условиях до
выезда на трассу. Если не освоиться с возросшими характеристиками существует риск стать жертвой
несчастного случая, который может привести к тяжкой травме или летальному исходу. Кроме того,
рабочая характеристика тормозов делает их неподходящими для катания по улицам города. Если катание
на велосипеде по улицам неизбежно, будьте особенно осторожны при этом.
• Особенно следите за тем, чтобы ваши пальцы не попали во вращающийся ротор
дискового тормоза во время установки или технического обслуживания колеса.
Кромки ротора достаточно острые и могут тяжело травмировать пальцы при их
попадании в прорези вращающегося диска.
• При работе тормозов суппорт и ротор нагреваются, поэтому не прикасайтесь к ним
непосредственно после езды, спешившись с велосипеда. В противном случае вы
можете получить ожог. Перед регулировкой тормозов убедитесь, что детали тормоза остыли.
• В сырую погоду тормозной путь увеличивается. Плавно сбавляйте скорость и начинайте торможение
заранее.
• На влажном дорожном покрытии сцепление шин с дорогой ухудшается. При потере сцепления шин с
дорогой возможно падение. Во избежание падения снизьте скорость и начинайте тормозить плавно и
заранее.
• Перед поездкой всегда проверяйте работу тормозов!
• Не допускайте попадания масла или смазки на ротор и тормозные колодки, т. к. в противном случае
тормоза могут работать некорректно.
• При попадании масла или смазки на колодки их следует заменить. При попадании масла или смазки на
ротор его следует очистить. В противном случае тормоза могут работать некорректно.
• Перед катанием проверяйте, чтобы толщина рабочего слоя каждой колодки была не менее 0,5 мм.
• При длительном непрерывном пользовании тормозом в системе может образоваться паровая пробка. Для
ее устранения немедленно отпустите рукоятку тормоза.
• Используйте только оригинальное минеральное масло "Шимано". Использование других типов масел
может вызвать неполадки в работе тормозов, а также вывести тормозную систему из строя.
• Используйте только новое масло; не используйте масло, слитое из системы. Старое или использованное
масло может содержать воду, которая может образовать паровую пробку в тормозной системе.
• Не допускайте попадания воды или воздушных пузырьков в тормозную систему; в противном случае
может образоваться паровая пробка. Будьте особенно внимательны при снятии крышки бачка.
• При обрезке тормозного шланга для подгонки его длины или при смене шланга с правого на левый
и наоборот обязательно удалите из шланга воздух, выполнив шаги (5) и с (8) по (10), приведенные в
инструкции “Заливка минерального масла и удаление воздуха из системы”.
• Когда вы кладете велосипед на бок или переворачиваете вверх колесами, в тормозную систему могут
попасть воздушные пузырьки из бачка, которые остались там после снятия крышки бачка или которые
скапливаются в разных узлах тормозной системы при ее использовании в течение длительного времени.
Дисковая тормозная система M810 не рассчитана на переворачивание вверх дном. Если велосипед
положить на бок или перевернуть вверх колесами, пузырьки воздуха из бачка могут переместиться
в суппорты. Если велосипед используется с пузырьками воздуха в суппортах, существует опасность
отказа тормозов и, как результат, тяжелого несчастного случая. Если вы клали велосипед на бок
или переворачивали вверх колесами, то прежде чем продолжить поездку, обязательно несколько раз
нажмите на рукоятку для проверки работы тормозов. Если тормоза работают некорректно, выполните их
регулировку следующим образом.
• При утечке тормозной жидкости немедленно прекратите пользование тормозами и произведите
необходимый ремонт. Если вы продолжите поездку на велосипеде при утечке жидкости, то существует
опасность внезапного отказа тормозов.
• Если рычаг эксцетрикового зажима находится на стороне ротора, есть опасность его соприкосновения с
ротором. Поэтому убедитесь, что рычаг не находится в плоскости вращения ротора.
• Важно полностью понять принцип работы тормозной системы велосипеда. Ненадлежащее использование
тормозной системы велосипеда может привести к потере управления или аварии, чреватыми тяжелой
травмой. Поскольку каждый велосипед имеет свои особенности, необходимо овладеть техникой
торможения, включая использование рукоятки тормоза и знание особенностей управления велосипедом.
Научиться этому Вы можете, обращаясь к профессиональному продавцу велосипедов, изучая руководство
по эксплуатации велосипеда, а также применяя на практике технику езды и торможения.
• Если нажать передний тормоз слишком сильно, колесо может заклинить, и велосипед может
перевернуться вперед, что чревато серьезными травмами.
• Оптимальные рабочие характеристики дисковых тормозов M810 обеспечиваются при совместном
использовании суппорта BR-M810, тормозной ручки BL-M810, ротора SM-RT79/M/L и колодок "Шимано".
• Системы дисковых тормозов Шимано несовместимы с велосипедами-тандемами. Поскольку тандемы
имеют большой общий вес, нагрузка на тормозную систему при торможении увеличивается. Если
гидравлические дисковые тормоза применять на тандеме, температура масла станет слишком высокой, и
пар закупорит или разорвет тормозной шланг, что приведет к отказу тормоза.
• Перед установкой деталей внимательно прочитайте инструкции по техническому обслуживанию.
Плохо закрепленная, изношенная или поврежденная деталь может привести к падению с велосипеда, что
чревато тяжелыми травмами. Мы настоятельно рекомендуем применять только оригинальные запасные
части "Шимано".
• Внимательно прочтите данное руководство по техническому обслуживанию и храните его для повторного
обращения.
■ Обращение с минеральным маслом
• Во время работы пользуйтесь защитными очками. Избегайте попадания масла в глаза.
Попадание масла в глаза может вызвать раздражение.
В случае попадания масла в глаза промойте их чистой водой и немедленно обратитесь к
врачу.
• Во время работы пользуйтесь перчатками. Попадание масла на кожу может вызвать
сыпь и неприятные ощущения.
В случае попадания масла на кожу обильно промойте место контакта мыльным
раствором.
• Вдыхание масляного тумана или испарений может вызвать тошноту. Пользуйтесь
респиратором. Работайте в хорошо проветриваемом месте. При вдыхании масляного
тумана или испарений немедленно выйдите на свежий воздух. Накройтесь одеялом.
Неподвижно оставайтесь в тепле и обратитесь за врачебной помощью.
• Не пейте. Это может вызвать рвоту или понос.
• Хранить в недоступном для детей месте.
• Не резать, не нагревать и не сдавливать ёмкость с маслом, т. к. это может привести к
взрыву или пожару.
• Утилизацию использованного масла проводите в соответствии с применимыми нормами.
Будьте аккуратны при подготовке масла к утилизации.
• Указания: Держите ёмкость герметично закрытой для предотвращения попадания внутрь
инородных предметов и влаги. Храните в прохладном, тёмном месте.
■ Период притирания
• Дисковые тормоза имеют период притирания, по мере прохождения которого тормозное
усилие постепенно увеличивается. Учитывайте увеличение тормозного усилия при
пользовании тормозами в период притирания. То же самое происходит при замене
тормозных колодок или роторов.
■ Об очистке компрессором
• При разборке корпуса суппорта для очистки внутренних деталей компрессором помните,
что влага из сжатого воздуха может остаться на деталях суппорта. Перед сборкой
суппорта хорошо просушите их
• При использовании инструмента TL-FC36 для снятия и установки запорного кольца
ротора, следите за тем, чтобы не порезать руки о ротор. Для защиты рук от порезов
работайте в перчатках.
Рекомендации
• С целью увеличения тормозного усилия суппорты BR-M810 имеют 4 поршня и малый
зазор между ротором и колодками. По этой причине ротор и колодки могут иногда
соприкасаться.
• Если крепление суппорта и проушины вилки не параллельны, ротор и суппорт могут
соприкасаться.
• При снятии колеса с велосипеда между тормозных колодок рекомендуется
устанавливать вкладыш. Когда колесо снято, вкладыш блокирует движение поршней при
случайном нажатии на рукоятку тормоза.
• Если вы нажали на рукоятку тормоза, а вкладыш не был установлен, тормозные колодки
сойдутся. Для разведения колодок используйте отвертку с плоским наконечником или
похожий инструмент, стараясь не повредить поверхность колодок. Если колодки не были
установлены, вдавите поршни обратно в цилиндры, стараясь не повредить их.
Если вернуть тормозные колодки или поршни на место затруднительно, снимите крышку
бачка и повторите попытку. Помните, что из бачка в этот момент может вытечь немного
масла.
• Используйте изопропиловый спирт, мыльную воду или сухую ткань при очистке или
обслуживании тормозной системы. Не используйте имеющиеся в продаже средства
для очистки тормозов или шумопоглощающие средства, поскольку они могут повредить
уплотняющие прокладки и манжеты.
• При разборке суппортов не вынимайте поршни.
• Если ротор изношен, искривлен или имеет трещину, его необходимо заменить.
• Гарантия на данное изделие не распространяется на случаи повреждений в результате
прыжков или падения велосипеда, кроме тех случаев, когда неисправность является
следствием использования несоответствующих материалов или технологии изготовления.
• Гарантия не распространяется на случаи естественного износа при нормальной
эксплуатации оборудования.
ВНИМАНИЕ
Паровая пробка — явление, при котором масло внутри тормозной системы нагревается, вызывая
расширение капель воды или пузырьков воздуха внутри тормозной системы. Это может привести к
внезапному увеличению хода рукоятки тормоза.
<Если тормоз медленно реагирует на нажатие рукоятки>
Установите тормозную ручку горизонтально, слегка нажмите на рукоятку несколько раз и подождите,
пока пузырьки воздуха не вернутся в бачок. Рекомендуется снять крышку бачка, наполнить его
минеральным маслом и подождать, пока не исчезнут все пузырьки.
Если тормоза по-прежнему реагируют медленно, прокачайте тормозную систему. (См. "Заливка
минерального масла и прокачка системы").
Дисковая тормозная система
В целях обеспечения оптимальной работы оборудования мы рекомендуем использовать его в
следующих сочетаниях.
Для сборки данного изделия потребуются следующие инструменты.
Установка
■ Установка тормозной ручки модели (BL-M810)
Закрепите тормозную ручку на руле, как показано на рисунке.
Убедитесь в том, что тормозная ручка не мешает
работе рычага манетки. См. также информацию о
рычаге манетки в соотв. инструкции по эксплуатации и
техническому обслуживанию. Некоторые типы могут
потребовать сначала установить манетки из-за
расположения крепежных болтов манетки.
При установке узлов и механизмов на карбоновые рамы или рули следуйте указаниям
производителя относительно момента затяжки, поскольку чрезмерное усилие может
привести к повреждению изделия из карбона, а недостаточное усилие — к ненадежному
закреплению детали.
Тормозная ручка Момент затяжки:
6 - 8 Н·м
Момент затяжки:
5—7 Н·м
■ Прокладка шланга
Со стороны тормозной ручки
Обратитесь к руководству SI-8H20 по тормозному шлангу SM-SB за более подробными
инструкциями по монтажу шланга. Не перекручивайте и не преламывайте шланг во время
установки.
Рожковый ключ 8 мм
Со стороны суппорта
Шланг
Фиттинг
Уплотнительное
кольцо
Шестигранный ключ на 3 мм
• Извлеките желтый вкладыш для прокачки и установите тормозную колодку.
• Установите колесо с ротором в раму.
■ Установка суппорта модели BR-M810
Желтый вкладыш для
прокачки
Момент затяжки:
2—4 Н·м
Тормозные колодки
Пружинное запорное кольцо
Момент затяжки:
6—8 Н·м
Момент затяжки:
6—8 Н·м
<Передний тормоз>
Крепежные
болты суппорта
<Передний тормоз >
<Задний тормоз >
Суппорт
Ротор
Переходник
Крепежные
болты суппорта
Крепежные болты
переходника
Крепежные болты
переходника
Для монтажа суппорта на крепление международного стандарта воспользуйтесь переходником.
<Имеются отдельно передние и задние переходники>
1. Ослабьте крепежные болты суппорта, чтобы он мог двигаться поперечно, а затем установите переходник на
раму.
2. Нажмите на рукоятку тормоза, чтобы колодки зажали ротор, и затяните крепежные болты суппорта.
● Крепление по международному стандарту ● Крепление типа "пост маунт"
Предварительно установите суппорт на раму
так, чтобы он мог двигаться в стороны,
нажмите на рукоятку тормоза, так чтобы
колодки зажали ротор, затем затяните
крепежные болты суппорта.
Для предотвращения самопроизвольного выкручивания болтов могут применяться как колпчки, так и проволока.
Воспользуйтесь наиболее подходящим вариантом.
<Передний тормоз >
С использованием колпачков
С использованием проволоки
<Задний тормоз>
Колпачки
Колпачки
Крепление "пост маунт"
Колпачки
<Передний тормоз > <Задний тормоз>
Проволока
Проволока
Для С-образных направляющих, а также
обыкновенных упоров рубашек троса
используйте специальный держатель рубашки
"Шимано" (приобретается отдельно) для
обеспечения безопасности установки, как
показано на рисунке.
Нажмите на рукоятку тормоза несколько раз и проверьте работу тормозов. Также проверьте отсутствие утечек
масла.
Момент затяжки:
0,3—0,5 Н·м
<С-образная направляющая> <Обыкновенный упор рубашки>
Момент затяжки:
2—4 Н·м
■ Замена тормозных колодок
Техническое обслуживание
Внимание: Тормозная система M810 сконструирована так, чтобы по мере износа тормозных колодок
поршни постепенно приближались к ротору автоматически, устанавливая требуемый зазор
между ротором и тормозными колодками. Поэтому при замене тормозных колодок
необходимо вдавить поршни обратно, в исходное положение.
Если масло после заливки попало на тормозные колодки или они
изношены до толщины 0,5 мм, или если прижимные пружины
колодок задевают за ротор, замените тормозные колодки.
1. Снимите колесо и извлеките тормозные колодки, как
показано на рисунке.
2. Очистите поршни и окружающие участки.
3. Снимите крышку бачка, обратившись к пункту 1 "Заливка
минерального масла".
4. Вдавите поршень в цилиндр до упора,
стараясь не свернуть его. Помните, что из
бачка в этот момент может вытечь немного
масла.
5. Установите новые тормозные колодки,
затем вставьте меж ними красный вкладыш.
Убедитесь, что вы не забыли установить в
этот момент упорные кольца.
Тормозные колодки
Красный вкладыш
Пружинное запорное кольцо
Поршень
■ Регулировка, при которой поршни работают неправильно
В суппорте имеется четыре поршня. Если поршни работают неправильно или выступают из цилиндров
одним краем, либо если тормозные колодки касаются ротора, отрегулируйте поршни следующим образом.
1. Снимите колесо и выньте тормозные колодки.
Очистите поршни и окружающий участок, снимите крышку бачка.
2. Вдавите поршень на место, не наклоняя его. Имейте в виду, что в этот момент из бачка может вытечь
немного масла.
3. Установите новые тормозные колодки и вставьте между ними красный вкладыш.
4. Выжмите тормозной рычаг до упора, затем нажмите на него еще несколько раз, чтобы четыре поршня
вернулись в исходное положение.
5. Извлеките вкладыш, установите колесо и проверьте, чтобы ротор не задевал за суппорт. В противном
случае устраните задевание, используя шайбы.
6. После проверки уровня масла установите на место крышку бачка.
■ Замена минерального масла
Рекомендуется заменить масло внутри бачка, если оно обесцветилось.
Подсоедините трубку с пакетом к сливному штуцеру и откройте его. Затем слейте масло. Для ускорения
слива масла понажимайте рукоятку тормоза. По завершении слива залейте новое масло, обратившись к
пункту "Заливка минерального масла и прокачка системы". Используйте только оригинальное
минеральное масло "Шимано".
Утилизируйте отработанное масло согласно применимым нормам.
Обязательно прочитайте инструкции "Заливка минерального масла и прокачка
системы" вместе с данными инструкциями.
Винт регулировки
положения рукоятки
■ Регулировка положения рукоятки
Закручивание винта регулировки положения
рукоятки приближает рукоятку к рулю,
выкручивание — удаляет от руля.
Стопорное кольцо
ротора
TL-LR10 / LR15
■ Установка ротора
<Передний тормоз>
• SM-RT79L (203 мм)
• SM-RT79M (180 мм)
• SM-RT79 (160 мм):
<Задний тормоз>
• SM-RT79L (203 мм)
• SM-RT79M (180 мм)
• SM-RT79 (160 мм):
Момент затяжки:
40 - 50 Н·м
■ Спицевание колеса
Убедитесь в том, что схема спицевания соответствует рисунку.
Радиальное спицевание ("солнышко") применять нельзя.
Заспицуйте левую сторону переднего колеса (со стороны ротора), а также левую и правую
сторону заднего колеса, как показано на рисунке 1 ниже; а правую сторону переднего колеса,
как показано на рисунке 2 ниже.
Направление вращения
колеса
Левая сторона
переднего колеса
Левая сторона
заднего колеса
Правая сторона
заднего колеса
Правая сторона переднего колеса
Рис 1 Рис 2
Регулировочный винт
свободного хода
Ротор
Колодка
Касание
Точка касания
колодки
■ Регулировка хода рукоятки
При выкручивании винта регулировки хода
рукоятки, свободный ход рукоятки тормоза
увеличится, и таким образом можно установить
ее в нужное положение.
При использовании инструмента TL-FC36 для снятия и установки запорного кольца ротора,
следите за тем, чтобы не порезать руки о ротор. Для защиты рук от порезов работайте в
перчатках.
Стопорное кольцо ротора
TL-FC36
Момент затяжки:
40 - 50 Н·м
ВНИМАНИЕ
Инструкции по техническому обслуживанию на других языках доступны на: http://techdocs.shimano.com
Внимание: Изменение технических параметров в целях улучшения происходит без предварительного уведомления. (Russian)
SI-8FF0A-002-02
Момент затяжки:
5—6 Н·м
Суппорт
BR-M810
Тормозная ручка
BL-M810
Ротор
SM-RT79/M/L
Шланг
SM-BH80-SB
Опора рубашки троса
SM-HANG
Минеральное масло
SM-DB-OIL
Блок тормозной
колодки
Металлические
колодки
D02S
Место использования Инструмент
Стопорное кольцо ротора TL-LR10 / LR15, TL-FC36
Крепежный болт рукоятки тормоза Шестигранный ключ на 4 мм
Крепежные болты суппорта / Крепежные болты переходника Шестигранный ключ на 5 мм
Крепежный вал тормозной колодки Шестигранный ключ на 3 мм
Крепежный болт тормозного шланга рожковый ключ на 8 мм / шестигранный ключ на 3 мм
Крышка бачка Крестообразная отвёртка №1
Держатель рубашки Крестообразная отвёртка №2
Сливной штуцер Торцевой гаечный ключ на 7 мм
rus_10003997_8FF0A_002.indd 1rus_10003997_8FF0A_002.indd 1 24/02/11 15:1824/02/11 15:18