Общая информация по безопасности
Рекомендации
• Роторы для внедорожных велосипедов 203 и 180 мм из-за большего диаметра, имеют
больший прогиб, чем роторы 160 и 140 мм. Как следствие они могут задевать за тормозные
колодки.
• Если крепление суппорта и проушины вилки не параллельны, ротор и суппорт могут
соприкасаться.
• При снятии колеса с велосипеда между тормозных колодок рекомендуется устанавливать
вкладыш. Когда колесо снято, вкладыш блокирует движение поршней при случайном
нажатии на рукоятку тормоза.
• Если вы нажали на рукоятку тормоза, а вкладыш не был установлен, тормозные колодки
сойдутся. Для разведения колодок используйте отвертку с плоским наконечником или
похожий инструмент, стараясь не повредить поверхность колодок. Если колодки не были
установлены, вдавите назад поршни, стараясь не повредить их.
Если вернуть тормозные колодки или поршни на место затруднительно, снимите крышку
бачка и повторите попытку. Помните, что из бачка в этот момент может вытечь немного
масла.
• Используйте изопропиловый спирт, мыльную воду или сухую ткань при очистке или
обслуживании тормозной системы. Не используйте имеющиеся в продаже средства
для очистки тормозов или шумопоглощающие средства, поскольку они могут повредить
уплотняющие прокладки и манжеты.
• При разборке суппортов не вынимайте поршни.
• Если ротор изношен, искривлен или имеет трещину, его необходимо заменить.
• Гарантия не распространяется на случаи естественного износа при нормальной эксплуатации
оборудования.
• Роторы диаметром 203 и 180 мм обеспечивают более высокое тормозное усилие, чем роторы 160 мм.
Убедитесь в том, что вы полностью усвоили тормозные характеристики, прежде чем использовать тормоза.
• Особенно следите за тем, чтобы ваши пальцы не попали во вращающийся ротор дискового
тормоза во время установки или технического обслуживания колеса. Кромки ротора
достаточно острые и могут тяжело травмировать пальцы при их попадании в прорези
вращающегося ротора.
• При работе тормозов суппорт и ротор нагреваются, поэтому не прикасайтесь к ним непосредственно после
езды, спешившись с велосипеда. В противном случае вы можете получить ожог. Перед регулировкой тормозов
убедитесь, что детали тормоза остыли.
• В сырую погоду тормозной путь увеличивается. Плавно сбавляйте скорость и начинайте торможение заранее.
• На влажном дорожном покрытии сцепление шин с дорогой ухудшается. При потере сцепления шин с дорогой
возможно падение. Во избежание падения снизьте скорость и начинайте тормозить плавно и заранее.
• Перед поездкой всегда проверяйте работу тормозов!
• Не допускайте попадания масла или смазки на ротор и тормозные колодки, т. к. в противном случае тормоза
могут работать некорректно.
• При попадании масла или смазки на колодки их следует заменить. При попадании масла
или смазки на ротор его следует очистить. В противном случае тормоза могут работать
некорректно.
• Перед катанием проверяйте, чтобы толщина рабочего слоя колодки была не менее 0,5 мм.
• При длительном непрерывном пользовании тормозом в системе может образоваться
паровая пробка. Для ее устранения немедленно отпустите рукоятку тормоза.
• Используйте только оригинальное минеральное масло “Шимано”. Использование других типов масел может
вызвать неполадки в работе тормозов, а также вывести тормозную систему из строя.
• Используйте только новое масло; не используйте масло, слитое из системы. Старое или использованное масло
может содержать воду, которая может образовать паровую пробку в тормозной системе.
• Не допускайте попадания воды или воздушных пузырьков в тормозную систему; в противном случае может
образоваться паровая пробка. Будьте особенно внимательны при снятии крышки бачка.
• При обрезке тормозного шланга для подгонки его длины или при смене шланга с правого на левый и наоборот
обязательно удалите из шланга воздух, выполнив шаги (5) и с (8) по (10), приведенные в инструкции “Заливка
минерального масла и удаление воздуха из системы”.
• Когда вы кладете велосипед на бок или переворачиваете вверх колесами, в тормозную систему могут попасть
воздушные пузырьки из бачка, которые остались там после снятия крышки бачка или которые скапливаются
в разных узлах тормозной системы при ее использовании в течение длительного времени. Дисковая
тормозная система M975 не рассчитана на переворачивание вверх дном. Если велосипед положить на бок или
перевернуть вверх колесами, пузырьки воздуха из бачка могут переместиться в суппорты. Если велосипед
используется с пузырьками воздуха в суппортах, существует опасность отказа тормозов и, как результат,
тяжелого несчастного случая. Если вы клали велосипед на бок или переворачивали вверх колесами, то
прежде чем продолжить поездку, обязательно несколько раз нажмите на рукоятку для проверки работы
тормозов. Если тормоза работают некорректно, выполните их регулировку следующим образом.
• При утечке тормозной жидкости немедленно прекратите пользование тормозами и произведите необходимый
ремонт. Если вы продолжите поездку на велосипеде при утечке жидкости, то существует опасность
внезапного отказа тормозов.
• Если рычаг эксцетрикового зажима находится на стороне ротора, есть опасность его соприкосновения с
ротором. Поэтому убедитесь, что рычаг не находится в плоскости вращения ротора.
• Важно полностью понять принцип работы тормозной системы велосипеда. Ненадлежащее использование
тормозной системы велосипеда может привести к потере управления или аварии, чреватыми тяжелой
травмой. Поскольку каждый велосипед имеет свои особенности, необходимо овладеть техникой торможения,
включая использование рукоятки тормоза и знание особенностей управления велосипедом. Научиться этому
Вы можете, обращаясь к профессиональному продавцу велосипедов, изучая руководство по эксплуатации
велосипеда, а также применяя на практике технику езды и торможения.
• Системы дисковых тормозов Шимано несовместимы с велосипедами-тандемами. Поскольку тандемы имеют
большой общий вес, нагрузка на тормозную систему при торможении увеличивается. Если гидравлические
дисковые тормоза применять на тандеме, температура масла станет слишком высокой, и пар закупорит или
разорвет тормозной шланг, что приведет к отказу тормоза.
• Перед установкой деталей внимательно прочитайте инструкции по техническому обслуживанию.
Плохо закрепленная, изношенная или поврежденная деталь может привести к падению с велосипеда, что
чревато тяжелыми травмами. Мы настоятельно рекомендуем применять только оригинальные запасные части
“Шимано”.
• Внимательно прочтите данное руководство по техническому обслуживанию и храните его для повторного
обращения.
• Тормозные накладки A01S созданы для снижения уровня шума, образуемого между
накладками и ротором во время работы тормозов. Данный тип колодок требует более
длительного притирания, чем колодки типа М06Ti.
■ Обращение с минеральным маслом
• Во время работы пользуйтесь защитными очками. Избегайте попадания масла в глаза! Попадание масла в
глаза может вызвать раздражение.
В случае попадания масла в глаза промойте их чистой водой и немедленно обратитесь к врачу.
• Во время работы пользуйтесь перчатками. Попадание масла на кожу может вызвать сыпь и неприятные
ощущения. В случае попадания масла на кожу обильно промойте место контакта мыльным раствором.
• Вдыхание масляного тумана или испарений может вызвать тошноту. Пользуйтесь респиратором! Работайте
в хорошо проветриваемом месте. При вдыхании масляного тумана или испарений немедленно выйдите на
свежий воздух. Накройтесь одеялом. Неподвижно оставайтесь в тепле и обратитесь за врачебной помощью.
• Не пейте. Это может вызвать рвоту или понос.
• Хранить в недоступном для детей месте.
• Не резать, не нагревать и не сдавливать ёмкость с маслом, т. к. это может привести к взрыву или пожару.
• Утилизацию использованного масла проводите в соответствии с применимыми нормами. Будьте аккуратны при
подготовке масла к утилизации.
• Указания: Держите ёмкость герметично закрытой для предотвращения попадания внутрь инородных
предметов и влаги. Храните в прохладном, тёмном месте.
■ Период притирания
• Дисковые тормоза имеют период притирания, по мере прохождения которого тормозное усилие постепенно
увеличивается. Учитывайте увеличение тормозного усилия при пользовании тормозами в период притирания.
То же самое происходит при замене тормозных колодок или роторов.
■ При очистке сжатым воздухом
• При разборке корпуса суппорта для очистки внутренних деталей компрессором помните, что влага из сжатого
воздуха может остаться на деталях суппорта. Хорошо просушите их перед сборкой суппорта.
Паровая пробка — явление, при котором масло внутри тормозной системы нагревается, вызывая
расширение капель воды или пузырьков воздуха внутри тормозной системы. Это может привести к
внезапному увеличению хода рукоятки тормоза.
< Если тормоз медленно реагирует на нажатие рукоятки >
Слегка нажмите на рукоятку несколько раз и подождите, пока пузырьки не вернутся в бачок.
Рекомендуется снять крышку бачка, наполнить его минеральным маслом и подождать, пока не исчезнут
все пузырьки.
Если тормоза по-прежнему реагируют медленно, прокачайте тормозную систему. (См. “Заливка
минерального масла и прокачка системы”).
Инструкции по техническому обслуживанию на других языках доступны на: http://techdocs.shimano.com
Внимание: Изменение технических параметров в целях улучшения происходит без предварительного уведомления. (Russian)
■ Спицевание колеса
Убедитесь в том, что расположение спиц соответствует рисунку.
Радиальное спицевание (“солнышко”) применять нельзя.
Заспицуйте левую сторону переднего колеса (со стороны ротора), а также левую и правую
сторону заднего колеса, как показано на рисунке 1 ниже; а правую сторону переднего колеса,
как показано на рисунке 2 ниже.
■ Установка суппортов модели BR-M975 и закрепление
шланга.
• Извлеките желтый вкладыш для прокачки из суппорта, затем
установите колесо с ротором в раму.
• Установите тормозные колодки.
Начните с шайбы 0,5 мм и применяйте шайбы 0,2 мм для
тонкой регулировки. Закрепите суппорт и проверьте, не
задевает ли ротор о корпус суппорта или крепежные
болты.
В защитных перчатках приложите усилие к
суппорту, чтобы повернуть его против
часовой стрелки. Одновременно затяните
крепежные болты.
■ Установка ротора модели
SM-RT97
SM-RT97L (203 мм)
SM-RT97M (180 мм)
SM-RT97 (160 мм)
SM-RT97SS (140 мм)
* Ротор RT97SS (140 мм) может быть
использован только на заднем колесе.
* Для модели HB-M975 правая
сторона переднего колеса
может быть заспицована
радиальным способом.
Направление
вращения
колеса
Левая сторона
переднего колеса
Левая сторона
заднего колеса
Правая сторона
заднего колеса
Правая сторона переднего колеса
Рис 1 Рис 2
Момент затяжки:
40-50 Н•м
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию SI-8E50C-004
Дисковая тормозная система
(Для кросс-кантри)
В целях обеспечения оптимальной работы оборудования мы рекомендуем использовать его в
следующих сочетаниях.
■ Установка тормозной ручки
< ST-M975 >
Закрепите рукоятку тормоза на руле, как показано на
рисунке.
< BL-M975 >
Закрепите рукоятку тормоза на руле, как показано на
рисунке. Убедитесь в том, что рукоятка тормоза не
мешает работе рычага манетки. См. также информацию
о рычаге манетки в Инструкции по эксплуатации и
техническому обслуживанию. Некоторые типы могут
потребовать сначала установить манетки из-за
расположения крепежных болтов манетки.
■ Прокладка шланга
При установке узлов и механизмов на карбоновые рамы или рули следуйте указаниям
производителя относительно момента затяжки, поскольку чрезмерное усилие может
привести к повреждению изделия из карбона, а недостаточное усилие — к ненадежному
закреплению детали.
Тормозной рычаг Момент затяжки:
6-8 Н•м
Тормозной рычаг Момент затяжки:
6-8 Н•м
Левая рукоятка
Правая рукоятка
ST-M975
BL-M975
Крепеление типа “Постмаунт” (BR-M975P)
Для сборки данного изделия потребуются следующие инструменты.
Если болт ➀ пытается отвернуться (повернуться против часовой стрелки), через проволоку
усилие передается на болт ➁ , затягивая его (по часовой стрелке). Однако, болт ➁ не может
больше затягиваться.
Соответственно, это предотвращает болт ➀ от поворота в сторону ослабления, так как он
тоже соединен с проволокой.
Если любой из болтов пытается отвернуться, это вызывает силу, стремящуюся повернуть
другой болт в сторону его затягивания. Другими словами, эта система предотвращает
ослабление болтов.
Болт ➀
Болт ➁
Шайба
Проволока
Болт
Проволока
Шайба
(0,5 мм, 0,2 мм)
Крепление на
раме
Ротор
Суппорт
Прокладка для прокачки
Момент затяжки:
0,2-0,4 Н•м
Момент затяжки:
6-8 Н•м
Скрепите два болта куском проволоки, как показано на
рисунке для предотвращения ослабления болтов.
Стопорное кольцо
ротора
TL-LR15
Для С-образных направляющих, а также
обыкновенных упоров рубашек троса
используйте специальный держатель
рубашки “Шимано” (приобретается
отдельно) для обеспечения безопасности
установки, как показано на рисунке.
Нажмите на рукоятку тормоза несколько раз и проверьте работу тормозов. Также проверьте отсутствие утечек
масла.
Момент затяжки:
0,3-0,5 Н•м
Момент затяжки:
0,2-0,4 Н•м
С-образная направляющая Обыкновенный упор рубашки
■ Замена тормозных колодок
Техническое обслуживание
Внимание: Т ормозная система M975 сконструирована так, чтобы по мере износа тормозных колодок
поршни постепенно приближались к ротору автоматически, устанавливая требуемый
зазор между ротором и тормозными колодками. Поэтому при замене тормозных колодок
необходимо вдавить поршни обратно, в исходное положение.
Если масло после заливки попало на тормозные колодки или они
изношены до толщины 0,5 мм, или если прижимные пружины
колодок задевают за ротор, замените тормозные колодки.
1. Снимите колесо и извлеките тормозные колодки, как
показано на рисунке.
2. Очистите поршни и окружающие участки.
3. Снимите крышку бачка, обратившись к пункту 1 “Заливка
минерального масла”.
4. Вдавите поршень в цилиндр до упора,
стараясь не свернуть его. Помните, что из
бачка в этот момент может вытечь немного
масла.
5. Установите новые тормозные колодки,
затем вставьте меж ними красный вкладыш.
Убедитесь, что вы не забыли установить в
этот момент упорные кольца.
6. Нажмите на рукоятку несколько раз для проверки работы тормоза.
7. Проверьте, не касаются ли тормозные колодки ротора. Затем проверьте уровень масла и добавьте
больше по необходимости. После этого установите на место крышку бачка.
■ Работа поршней при неправильной регулировке
Механизм суппорта имеет два поршня. Если поршни работают неправильно или выступают из цилиндров
одним краем, либо если тормозные колодки касаются ротора, отрегулируйте поршни следующим образом.
1. Снимите колесо и выньте тормозные колодки.
Очистите поршни и окружающий участок, снимите крышку бачка.
2. Вдавите поршень на место, не наклоняя его. Имейте в виду, что в этот момент из бачка может вытечь
немного масла.
3. Установите новые тормозные колодки и вставьте между ними красный вкладыш.
4. Нажмите на рукоятку тормоза до упора, затем нажмите на нее еще несколько раз, чтобы поршни
вернулись в исходное положение.
5. Извлеките вкладыш, установите колесо и проверьте, чтобы ротор не задевал за суппорт. В противном
случае устраните задевание, используя шайбы.
6. После проверки уровня масла установите на место крышку бачка.
■ Замена минерального масла
Рекомендуется заменить масло внутри бачка, если оно обесцветилось.
Подсоедините трубку с пакетом к сливному штуцеру и откройте его. Затем слейте масло. Для ускорения
слива масла понажимайте рукоятку тормоза. По завершении слива залейте новое масло, обратившись к
пункту “Заливка минерального масла и прокачка системы”. Используйте только оригинальное
минеральное масло “Шимано”.
Утилизируйте отработанное масло согласно применимым нормам.
Обязательно прочитайте инструкции “Заливка минерального масла и прокачка
системы” вместе с данными инструкциями.
Тормозные
колодки
Тормозные колодки
Стопорное кольцо
Обратитесь к руководству по эксплуатации SM-BH59 тормозного шланга
SI-8H20 за более подробными инструкциями по монтажу шланга.
Не перекручивайте и не преламывайте шланг во время установки. Убедитесь в
том, что суппорты и тормозные ручки расположены так, как указано на
рисунках.
Красный вкладыш
Стопорное кольцо
Поршень
Установка
Суппорт
BR-M975
Рукоятка тормоза
ST-M975 / BL-M975
Ротор
SM-RT97
Шланг
SM-BH59
Опора рубашки троса
SM-HANG
Минеральное масло
SM-DB-OIL
Блок тормозной
колодки
Полимерные колодки
M07Ti
Металлические колодки
M06Ti
Место использования Инструмент
Стопорное кольцо ротора TL-LR15
Крепежный болт рукоятки тормоза Шестигранный ключ на 4 мм
Крепежный болт суппорта Шестигранный ключ на 5 мм
Крепежный болт переходника (“пост маунт”) Шестигранный ключ на 5 мм
Крепежный вал тормозной колодки Отвертка под плоский шлиц
Крышка бачка Крестообразная отвёртка №1
Держатель рубашки Крестообразная отвёртка №2
Крепежный болт тормозного шланга Рожковый ключ 8 мм
Сливной штуцер Торцевой гаечный ключ на 7 мм
Титан
M07Ti полимер.
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ
SI-8E50C-004-02
rus_09002318_8E50C_004.indd 1rus_09002318_8E50C_004.indd 1 05-01-2010 16:21:2705-01-2010 16:21:27