Общая информация по безопасности
В целях обеспечения оптимальной работы компонентов рекомендуется
использовать их в следующих комбинациях:
■ Спицевание колеса
Убедитесь, что расположение спиц соответствует рисунку. Радиальное
спицевание применять нельзя.
Заспицуйте левую сторону переднего колеса (со стороны ротора), а также
левую и правую сторону заднего колеса, как показано на рисунке 1 ниже; а
правую сторону переднего колеса, как показано на рисунке 2 ниже.
■ Установка тормозной ручки (BL-M445/T445)
Закрепите тормозную ручку на руле, как показано на рисунке. (Убедитесь в том, что
тормозная ручка не мешает работе манетки. См. также инструкцию по обслуживанию
манетки. Некоторые типы ручек могут потребовать сначала установить манетку из-за
расположения крепежных винтов манетки.)
Тормозная ручка Момент
затяжки: 6-8 Н•м
Нажмите на ручку тормоза несколько раз и проверьте работу тормозов.
Также проверьте отсутствие утечек масла.
Для С-образных
направляющих, а также
обыкновенных упоров
рубашки троса используйте
специальный держатель
маслопровода "Шимано"
(приобретается отдельно)
для обеспечения
безопасности установки,
как показано на рисунке.
< С-образная
направляющая >
< Обыкновенный
упор рубашки >
Момент затяжки:
0,3-0,5 Н•м
Направление
вращения колеса
Рис 1 Рис 2
Правая сторона
переднего колеса
Левая сторона
заднего колеса
Правая сторона
заднего колеса
Левая сторона
переднего колеса
Инструкции по техническому обслуживанию SI-8J50A-002
Дисковая тормозная система
(Для кросс-кантри)
ВНИМАНИЕ!
• Особенно следите за тем, чтобы ваши пальцы не попали во вращающийся
ротор дискового тормоза во время установки или технического
обслуживания колеса. Кромки ротора достаточно острые и могут тяжело
травмировать пальцы при их попадании в прорези вращающегося диска.
• Роторы диаметром 203 и 180 мм обеспечивают более высокое тормозное усилие, чем роторы
160 мм. Убедитесь в том, что вы полностью усвоили тормозные характеристики, прежде чем
использовать тормоза.
• При работе тормозов калипер и ротор нагреваются, поэтому не прикасайтесь к ним при езде
или сразу после езды. В противном случае вы можете получить ожог. Перед регулировкой
тормозов убедитесь, что детали тормоза остыли.
• В сырую погоду тормозной путь увеличивается. Сбавьте скорость, начинайте тормозить рано
и плавно.
• На влажном дорожном покрытии сцепление шин с дорогой ухудшается. При потере
сцепления шин с дорогой возможно падение. Во избежание падения снизьте скорость
и начинайте тормозить плавно и заранее.
• Перед поездкой всегда проверяйте работу тормозов!
• Не допускайте попадания масла или смазки на ротор и тормозные
колодки, т. к. в противном случае тормоза могут работать некорректно.
• При попадании масла или смазки на колодки их следует заменить.
При попадании масла или смазки на ротор его следует очистить.
В противном случае тормоза могут работать некорректно.
• Перед катанием проверяйте, чтобы толщина рабочего слоя каждой
колодки была не менее 0,5 мм.
• Если при нажатии тормоза слышится шум, это может указывать на
износ тормозных колодок до предела. Убедившись, что тормозная
система достаточно остыла, проверьте толщину тормозной накладки.
Если индикаторы износа колодок видны, замените колодки.
• При длительном непрерывном пользовании тормозом в системе может
образоваться воздушная пробка. Для ее устранения немедленно отпустите ручку тормоза.
• Используйте только оригинальное минеральное масло "Шимано". Использование других
типов масел может вызвать неполадки в работе тормозов, а также вывести тормозную
систему из строя.
• Используйте только новое масло; не используйте масло, слитое из системы. Старое или
использованное масло может содержать воду, которая может образовать воздушную пробку
в тормозной системе.
• Не допускайте попадания воды или воздушных пузырьков в тормозную систему;
в противном случае может образоваться паровая пробка. Будьте особенно внимательны
при снятии крышки бачка.
• При обрезке тормозного шланга для подгонки его длины или при смене шланга с правого на
левый и наоборот обязательно удалите из шланга воздух, выполнив шаги (5) и с (8) по (10),
приведенные в инструкции "Заливка минерального масла и удаление воздуха из системы".
• Когда вы кладете велосипед на бок или переворачиваете вверх колесами, в тормозную
систему могут попасть воздушные пузырьки из бачка, которые остались там после снятия
крышки бачка или которые скапливаются в разных узлах тормозной системы при ее
использовании в течение длительного времени. Эта дисковая тормозная система не
рассчитана на переворачивание велосипеда вверх колесами. Если велосипед положить на
бок или перевернуть вверх колесами, пузырьки воздуха из бачка могут переместиться
в калиперы. Если велосипед используется с пузырьками воздуха в калиперах, существует
опасность отказа тормозов и, как результат, тяжелого несчастного случая. Если вы клали
велосипед на бок или переворачивали вверх колесами, то прежде чем продолжить поездку,
обязательно несколько раз нажмите на ручку тормоза для проверки работы тормозов.
Если тормоза работают некорректно, выполните их регулировку следующим образом.
• При утечке тормозной жидкости немедленно прекратите пользование тормозами и произ-
ведите необходимый ремонт. Если вы продолжите поездку на велосипеде при утечке жид-
кости, то существует опасность внезапного отказа тормозов.
• Если ручка эксцентрика находится на стороне ротора, есть опасность ее соприкосновения
с ротором. Поэтому убедитесь, что задевания нет.
•
Важно полностью понять принцип работы тормозной системы велосипеда.
Ненадлежащее использование тормозной системы велосипеда может привести к потере
управления или аварии, чреватым тяжелой травмой. Поскольку каждый велосипед имеет
свои особенности, необходимо овладеть правильной техникой торможения (включая
силу нажатия на тормозную ручку и особенности управления велосипедом). Научиться этому
вы можете, обращаясь к профессиональному продавцу велосипедов, изучая руководство по
эксплуатации велосипеда, а также применяя на практике технику езды и торможения.
• Если нажать передний тормоз слишком сильно, колесо может заклинить, и
велосипед может перевернуться вперед, что чревато серьезными травмами.
•
Оптимальные рабочие характеристики дисковых тормозов M445/M446 обеспечи-
ваются при совместном использовании с BR-M445/M446 (калиперы), BL-M445/
T445 (тормозные ручки), SM-RT53/RT51 (ротор) и колодками Shimano (B01S).
• Системы дисковых тормозов Шимано несовместимы с велосипедами-танде-
мами. Поскольку тандемы имеют большой общий вес, нагрузка на тормоз-
ную систему при торможении увеличивается. Если гидравлические дисковые тормоза
применять на тандеме, температура масла станет слишком высокой, и пар закупорит или
разорвет тормозной шланг, что приведет к отказу тормоза.
• Перед установкой компонентов внимательно прочтите инструкции. Плохо закреплен-
ная, изношенная или поврежденная деталь может привести к падению с велосипеда, что
чревато тяжелыми травмами. Рекомендуется применять только оригинальные запасные
части "Шимано".
• Внимательно прочтите данное руководство по техническому обслуживанию и храните его
для повторного обращения.
ВНИМАНИЕ!
■ Обращение с минеральным маслом
• Во время работы пользуйтесь защитными очками. Избегайте попадания масла в глаза!
Попадание масла в глаза может вызвать раздражение. В случае попадания масла в глаза
промойте их чистой водой и немедленно обратитесь к врачу.
• Во время работы пользуйтесь перчатками. Контакт масла с кожей может вызвать сыпь
и неприятные ощущения. В случае попадания на кожу обильно промойте водой с мылом.
Индикаторы
износа колодки.
• Вдыхание масляного тумана или паров может вызвать тошноту. Пользуйтесь
респиратором! Работайте в хорошо проветриваемом месте. При вдыхании
масляного тумана или паров немедленно выйдите на свежий воздух. Накройтесь
одеялом. Неподвижно оставайтесь в тепле и обратитесь за врачебной помощью.
• Не пейте. Это может вызвать рвоту или понос.
• Хранить в недоступном для детей месте.
• Нельзя резать, нагревать, сваривать емкость с маслом и нагнетать давление
в ней, т. к. это может привести к взрыву или пожару.
• Утилизацию использованного масла проводите в соответствии с применимыми
нормами. Будьте аккуратны при подготовке масла к утилизации.
• Указания: Держите ёмкость герметично закрытой для предотвращения
попадания внутрь инородных предметов и влаги. Храните
в прохладном, тёмном месте вдали от прямого солнечного света или
тепла.
■ Период притирания
• Дисковые тормоза имеют период притирания, по мере прохождения которого
тормозное усилие постепенно увеличивается. Учитывайте увеличение
тормозного усилия при пользовании тормозами в период притирания. То же
самое происходит при замене тормозных колодок или роторов.
■ При очистке компрессором
• При разборке корпуса калипера для очистки внутренних деталей сжатым
воздухом помните, что влага из сжатого воздуха может остаться на деталях
калипера. Перед сборкой калиперов тщательно высушите их детали.
Рекомендации
• Роторы SM-RT53L/M 203/180 мм имеют больший диаметр и большую кривизну,
чем роторы 160 мм для кросс-кантри. В результате они могут задевать за
тормозные колодки.
• Если крепление калипера и проушины вилки не параллельны, ротор и калипер
могут соприкасаться.
• При снятии колеса с велосипеда между тормозных колодок рекомендуется
устанавливать распор. Когда колесо снято, распор блокирует движение пистонов
при случайном нажатии на ручку тормоза.
• Если вы нажали на ручку тормоза, а распор не был установлен, пистоны
выдвинутся больше обычного. Для разведения колодок используйте плоскую
отвертку или подобный инструмент, стараясь не повредить поверхность колодок.
(Если колодки не были установлены, вдавите пистоны обратно в цилиндры,
стараясь не повредить их.)
Если втолкнуть пистоны на место трудно, снимите крышку расширительного
бачка и повторите попытку. Вам понадобится также прокачать систему.
• Используйте изопропиловый спирт, мыльную воду или сухую ткань при очистке
и обслуживании тормозной системы. Не используйте имеющиеся в продаже
средства для очистки тормозов или шумопоглощающие средства, поскольку они
могут повредить уплотняющие прокладки и манжеты.
• При разборке калиперов не вынимайте пистоны.
• Если ротор изношен, искривлен или имеет трещину, его необходимо заменить.
• Гарантия на детали не распространяется в случае естественного износа или
повреждения в результате нормальной эксплуатации.
Установка
Для сборки данного изделия потребуются следующие инструменты.
<SM-RT53 / 53M / 53L>
Момент затяжки:
40-50 Н•м
Стопорное кольцо ротора
TL-LR15 или LR10
■ Установка калиперов (BR-M445/M446) и закрепление шланга.
Для монтажа калипера типа Post mount на крепление международного стандарта
пользуйтесь адаптерами.
(Имеются отдельно передние и задние адаптеры.)
1. Ослабьте крепежные болты калипера, чтобы он мог двигаться вбок, а затем установите
на раму адаптер.
2. Нажмите на ручку тормоза, чтобы колодки зажали ротор, и затяните крепежные болты
калипера.
■ Прокладка маслопровода
Обратитесь к руководству по эксплуатации SM-BH59 тормозного маслопровода SI-8H20 за
более подробными инструкциями по монтажу маслопровода.
Не перекручивайте и не переламывайте маслопровод во время установки. Убедитесь в том,
что калиперы и тормозные ручки расположены так, как указано на рисунках.
< Для правой ручки >
< Для левой ручки >
Сначала установите калипер на раму
так, чтобы он мог двигаться в стороны,
нажмите на рукоятку тормоза, так
чтобы колодки зажали ротор, затем
затяните крепежные болты калипера.
Крепежные
болты калипера
● Крепление типа Post mount
Калипер
Ротор
Чашка
● Крепление типа международный стандарт
Момент затяжки:
6-8 Н•м
< Передний >
< Задний >
Момент затяжки:
6-8 Н•м
< Передний >
Крепежные
болты адаптера
Крепежные
болты
адаптера
Колпачки
< Передний > < Задний >
Крепление Post type
Колпачки
Колпачки
Для предотвращения самопроизвольного выкручивания болтов могут применяться как
колпачки, так и проволока.
Воспользуйтесь наиболее подходящим вариантом.
ротор 160 мм
Колпачки
< Передний > < Задний >
Крепление
Post type
Проволока
Колпачки
роторы 203 / 180 мм
<С использованием проволоки>
Если болт ➀ пытается отвернуться (повернуться против часовой
стрелки), через проволоку усилие передается на болт ➁ , затягивая его
(по часовой стрелке). Однако, болт ➁ не может больше затягиваться.
Соответственно, это предотвращает болт ➀ от поворота в сторону
ослабления, так как он тоже соединен с проволокой. Если любой из
болтов пытается отвернуться, это вызывает силу, стремящуюся
повернуть другой болт в сторону его затягивания. Другими словами,
эта система предотвращает ослабление болтов.
Болт ➀
Болт ➁
* Инструкции по техническому обслуживанию на других языках доступны на:
http://techdocs.shimano.com
Внимание! Изменение технических параметров в целях улучшения происходит без
предварительного уведомления. (Russian)
SI-8J50A-002-02
■ Установка ротора
<SM-RT51 / 51M>
Установите ротор и стопорную
пластину на втулку. Затем установите
и затяните болты, как показано на
рис 1.
В защитных перчатках приложите усилие
к ротору, чтобы повернуть его против часовой
стрелки, как показано на рис 2.
Одновременно затяните крепежные болты
в порядке, указанном на рисунке.
Используйте плоскую отвертку или подобный инструмент, чтобы загнуть
концы стопорной пластины вокруг головок болтов, как показано на рис 3.
Рис 1
Стопорная пластина
Ротор
Втулка
Момент затяжки:
2-4 Н•м
Рис 2 Рис 3
Стопорная пластина
Крепежные болты ротора
(№ Т25 торкс)
* TORX является
зарегистрированным товарным
знаком Camcar LLC
Распор
Техническое обслуживание
■ Замена тормозных колодок
Если на тормозные колодки попало масло или они изношены до толщины рабочего
слоя 0,5 мм, их необходимо заменить.
1. Снимите колесо с рамы и снимите тормозные
колодки, как показано на рисунке.
2. Очистите пистоны и окружающие участки.
5. Нажмите на ручку тормоза несколько раз, чтобы убедиться, что она стала
жесткой.
6. Удалите распоры, установите колесо и проверьте, чтобы ротор не задевал за
калипер. Если они соприкасаются, произведите регулировку согласно пункту
"Установка калипера".
3. Вдавите пистон обратно в цилиндр
до упора, стараясь не свернуть его.
Примечание:
Этот тормоз система спроектирован так, что по мере износа тормозных
накладок поршни постепенно смещаются наружу для автоматической
регулировки зазора между ротором и тормозными накладками. Поэтому при
замене тормозных колодок необходимо вдавить пистоны обратно, в исходное
положение.
4. Установите новые тормозные
колодки, затем вставьте между
ними распор
Тормозные колодки
Пистон
■ Регулировка, когда пистоны работают неправильно.
Механизм калипера имеет два пистона. Если эти пистоны работают неправильно или
выступают из цилиндров одним краем, либо если тормозные колодки касаются
ротора, отрегулируйте пистоны следующим образом.
1. Снимите колесо и тормозные колодки.
Очистите пистоны и окружающие участки.
2. Вдавите пистон на место, не наклоняя его.
3. Установите новые тормозные колодки и вставьте между ними распор.
4. Нажмите на ручку тормоза до упора, затем нажмите на нее еще несколько раз,
чтобы пистоны вернулись в исходное положение.
5. Удалите распоры, установите колесо и проверьте, чтобы ротор не задевал за
калипер. Если они соприкасаются, произведите регулировку согласно пункту
"Установка калипера".
■ Периодичность замены минерального масла
Рекомендуется заменить масло внутри бачка, если оно сильно
обесцветилось. Используйте только оригинальное минеральное масло
"Шимано".
Утилизируйте отработанное масло согласно применимым нормам.
Если уровень масла падает после замены тормозных колодок или регулировки
пистона из-за неправильной его работы, тормозное усилие может уменьшиться.
Если это имеет место, установите масляную воронку и проведите прокачку
системы для повышения уровня масла.
Обязательно прочитайте инструкцию "Заливка
минерального масла и прокачка системы" вместе с данной
инструкцией.
* При прокачке понадобятся масляная воронка и масляная
пробка.
Прокачной винт
Масляная воронка
Масляная пробка
< Если тормоз медленно реагирует на нажатие ручки >
Установите тормозную ручку горизонтально, слегка нажмите на рукоятку
несколько раз и подождите, пока пузырьки воздуха не вернутся в бачок.
Рекомендуется снять крышку бачка, наполнить его минеральным маслом
и подождать, пока не исчезнут все пузырьки.
Если тормоза по-прежнему реагируют медленно, прокачайте тормозную
систему. (См. "Заливка минерального масла и прокачка системы").
Паровая пробка - явление, при котором масло внутри тормозной системы
нагревается, вызывая расширение капель воды или пузырьков воздуха внутри
тормозной системы. Это может привести к внезапному увеличению хода ручки
тормоза.
2 мм 0,5 мм
Калипер
BR-M445/M446
Тормозная ручка
BL-M445/T445
Ротор
SM-RT53 (160 мм)
SM-RT53M (180 мм)
SM-RT53L (203 мм)
SM-RT51
SM-RT51M
Маслопровод
SM-BH59
Опора рубашки троса
SM-HANG
Минеральное масло
SM-DB-OIL
Тип тормозной колодки
B01S
(пластиковые
колодки)
Место использования Инструмент
Стопорное кольцо ротора TL-LR15 или TL-LR10
Крепежный болт тормозной ручки Шестигранный ключ на 5 мм
Крепежные болты калипера /
Крепежные болты адаптера
Шестигранный ключ на 5 мм
Крепежный шплинт тормозной колодки Плоскогубцы
Крепежный болт тормозного шланга Рожковый ключ на 8 мм
Прокачной винт Шестигранный ключ на 2 мм
Прокачка Масляная воронка, масляная пробка
Держатель рубашки Крестообразная отвёртка №2
Сливной штуцер Торцевой гаечный ключ на 7 мм
Колпачки
Крепежные
болты
калипера