- 10 -
2023, . 09/2023
3. Ремонт внутренних предохранительных компонентов
Контур не должен испытывать постоянную индукционную или
мощностную нагрузку, чтобы не было превышено допустимое для
используемого оборудования напряжение и сила тока.
Внутренние предохранительные компоненты – это единственные
части, с которыми можно работать в огнеопасной среде, в том
числе когда они эксплуатируются. Испытательный прибор должен
обладать правильными характеристиками.
Эти компоненты можно заменять только на те, которые
соответствуют спецификациям производителя. Другие запасные
части могут стать причиной воспламенения хладагента в случае его
утечки в окружающую среду.
4. Кабельная проводка
Убедитесь, что кабельная проводка не подверглась износу,
коррозии, чрезмерному давлению, вибрации, воздействию острых
граней или других неблагоприятных факторов. В ходе проверки
необходимо учитывать воздействие старения и постоянной
вибрации от таких источников, как компрессоры или вентиляторы.
5. Обнаружение горючих хладагентов
Ни при каких обстоятельствах при поиске или определении
утечек хладагента нельзя использовать потенциальные источники
возгорания.
Нельзя использовать галогенную горелку (или любой другой
детектор, использующий открытое пламя).
6. Методы обнаружения утечки
Для систем, содержащих горючий хладагент, считаются
приемлемыми следующие способы обнаружения утечки.
Для обнаружения горючих хладагентов должны применяться
электронные детекторы утечки, однако их чувствительность
может быть недостаточной или требовать повторной калибровки
(детекторы должны пройти калибровку в помещении, в котором
отсутствует хладагент). Необходимо позаботиться о том, чтобы
детектор не был потенциальным источником воспламенения
и подходил для используемого хладагента. На детекторе
утечки обязательно должен быть выставлен нижний предел
воспламеняемости (LFL) в процентах, и прибор должен быть
откалиброван по используемому хладагенту с подтверждением
положительной реакции на процентное содержание газа (не более
25 %).
Жидкости подходят для определения утечки большинства
хладагентов, однако необходимо исключить использование
хлорсодержащих чистящих средств, поскольку хлор может
реагировать с хладагентом, вызывая коррозию медных трубок.
В случае подозрения на утечку необходимо удалить или погасить
все источники открытого огня.
В случае обнаружения утечки хладагента, требующей пайки,
следует удалить из системы весь хладагент или изолировать
его (перекрыв клапан) в части системы, отдаленной от места
утечки. Перед пайкой и после нее систему необходимо продуть
бескислородным азотом (OFN).
7. Удаление и откачка
В случае открытия контура охлаждения по причине ремонта, либо
по какой-либо другой причине, необходимо соблюдать стандартные
процедуры. Однако важно придерживаться методов, оптимальных
с точки зрения воспламеняемости. Необходимо соблюдать
следующий порядок действий:
• удалить хладагент;
• прочистить контур инертным газом;
• откачать;
• снова прочистить инертным газом;
• вскрыть контур путем резки или пайки.
Содержимое контура необходимо перекачивать в подходящие
откачивающие цилиндры. Для приведения агрегата в безопасное
состояние система обязательно должна быть заполнена OFN
(бескислородным азотом). Возможно, потребуется повторить эту
процедуру несколько раз. Для этих целей нельзя использовать
сжатый воздух или кислород.
Чтобы заполнить систему, можно нарушить ее пониженное
давление, наполнять бескислородным азотом до достижения
рабочего давления, далее провентилировать, выпустив газ
в атмосферу и, наконец, понизить давление. Эта процедура
должна повторяться, пока в система остается хладагент. При
последнем использовании бескислородного азота необходимо
провентилировать систему при атмосферном давлении, чтобы
далее можно было проводить работы. Эти действия абсолютно
необходимы, если нужно выполнить пайку трубопровода.
Необходимо позаботиться о том, чтобы выходы для вакуумного
насоса не были рядом с каким-либо источником возгорания, а также
о вентиляции.
8. Процедура наполнения
В дополнение к обычным процедурам наполнения должны быть
выполнены следующие требования.
– Необходимо позаботиться о том, чтобы при использовании
наполняющего оборудования не смешивались разные виды
хладагентов. Шланг или труба должны быть настолько короткими,
насколько это возможно, чтобы свести к минимуму содержание
хладагента в них.
– Цилиндры должны удерживаться в вертикальном положении.
– Необходимо позаботиться о том, чтобы перед наполнением
системы хладагентом она была заземлена.
– Когда наполнение завершится, необходимо обозначить систему
табличкой (если ее еще нет).
– Особо следует позаботиться о том, чтобы не переполнить систему.
Перед первым наполнением новой системы необходимо провести
ее испытание при помощи бескислородного азота. Система должна
быть испытана на предмет утечки после завершения работ, но до
ввода в эксплуатацию. Перед тем, как покинуть зону монтажных
работ, необходимо провести контрольное испытание.
9. Вывод из эксплуатации
Перед выполнением этой процедуры исключительно важно,
чтобы проводящий ее специалист полностью ознакомился
соборудованием и всеми его особенностями. Чтобы безопасно
удалить весь хладагент, рекомендуется соблюдать подходящий
порядок действий. Перед тем, как приступить к этим действиям,
следует взять пробы масла и хладагента на тот случай, если перед
новым использованием восстановленного хладагента потребуется
его анализ. Перед началом этих действий необходим доступ к
электроэнергии.
a) Ознакомиться с оборудованием и его функционированием.
b) Отсоединить систему от электропитания.
c) Перед тем, как приступить к действиям, необходимо
позаботиться о том, чтобы:
• наличие механического оборудования для перемещения
цилиндров с хладагентом, если таковое потребуется;
• наличие всех средств индивидуальной защиты, а также чтобы
они использовались надлежащим образом;
• чтобы процесс откачки выполнялся под постоянным надзором
компетентного лица;
• чтобы откачивающее оборудование и цилиндры соответствовали
требованиям соответствующих стандартов.
d) Откачать содержимое из системы охлаждения, если это
возможно.
e) Если достичь вакуума невозможно, сооружается коллекторный
трубопровод, куда будет откачиваться хладагент из разных
частей системы.
f) Позаботиться о том, чтобы перед началом откачки цилиндр был
помещен на весы.
g) Включить откачивающее оборудование и руководствоваться
инструкцией производителя.
h) Не переполнять цилиндры. (не более 80 % жидкостного
объема).
i) Не превышать максимальное рабочее давление цилиндров,
даже временно.