14
www.pilotage-rc.com
Курс судна — в навигации угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью
судна. Измеряется он в градусах от 0° до 360° и задается рулевому по компасу (компасный курс).
В парусном деле существует еще одно понятие курса — курс судна относительно ветра — угол
между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависи-
мости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным. Курсом
называется также направление, по которому движется судно.
Генеральный курс — направление, по которому судно прошло бы маршрут кратчайшим расстоянием.
Парусное судно идет правым или левым галсом в зависимости от того, откуда дует ветер. Если
ветер дует с левого борта, то это левый галс, с правого борта — правый галс. Когда ветер дует
прямо в корму, то галс определяется по положению главного паруса — грота. Если грот развернут
к правому борту, то это левый галс, к левому - правый галс. Если ветер дует прямо в нос, то судно
находится в положении левентик. Паруса в левентике полощут и не работают, а судно, долго
находящаеся в таком положении, постепенно забирает задний ход.
Курс судна, когда ветер дует прямо в корму, называется фордевинд, судно идет на фордевинд.
Если угол между курсом судна и ветром меньше 180°и больше 90° — это курс бакштаг. Бакштаг
бывает полным, близким к фордевинду, и крутым (острым). На курсе галфвинд («полветра») судно
идет поперек ветра. Все перечисленные курсы, включая галфвинд, являются полными курсами.
Острый курс, когда угол между курсом судна и ветром меньше 90°, называется бейдевинд.
Бейдевинд бывает полный, близкий к галфвинду, и крутой, когда судно идет под минимально
возможным углом к ветру.
На ветре или наветренный — борт, берег, судно, препятствие и т. д. находящиеся со стороны, откуда
дует ветер. Под ветром или подветренный — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует
ветер. Судно может подниматься на ветер или спускаться под ветер. Может также находиться выше
по ветру или ниже по ветру относительно другого судна или какого-либо предмета.
Курс катамарана меняется поворотом руля. Изменения курса в пределах одного галса называют-
ся: приведением, если парусное судно приводится круче к ветру и начинает идти острее, т.е. угол
между курсом судна и ветром уменьшается; или уваливанием, когда судно начинает идти полнее и
угол между курсом катамарана и ветром увеличивается вплоть до 180°. Т.е. «привестись» - значит
скорректировать курс на ветер, «увалиться» - скорректировать курс под ветер.
Маневр, при котором меняется галс, называется поворотом. Поворот против ветра, когда судно
перед этим приводится, называется поворотом оверштаг (вокруг штага), в этом случае во время
поворота ветер дует с носа. Поворот по ветру, перед которым катамаран уваливается, носит на-
звание поворота через фордевинд, ветер во время поворота дует с кормы.