A
AV — сокращенное обозначение
для «аудио/видео». Относится к сис-
темам, обрабатывающим и аудио, и
видеосигналы.
Aspect Ratio — отношение ширины
видимого изображения к его высоте.
Стандартный телевизор поддержи
-
вает соотношение сторон кадра 4:3
(1,33:1). Широкоэкранные телевизо
-
ры (и аппараты для приема передач
телевидения высокой четкости) име
-
ют соотношение сторон 16:9 (1,78:1).
B
Bandwith — диапазон частот, в кото
-
ром устройство может обрабатывать
или пропускать сигнал. Например,
канал окружения в “Dolby Surround”
имеет диапазон частот 100 Гц - 7 кГц.
Это означает, что канал пропускает
только частоты между 100 Гц (бас)
и 7 кГц (нижние высокие частоты).
Человеческое ухо различает звуки в
частотном диапазоне 20 Гц - 20 кГц.
Bass — звуки в области низких час
-
тот, в основном 20-300 Гц.
Bass Extension — наиболее низкая
частота, которую аудиосистема спо
-
собна передавать. Характеризует сте
-
пень глубины воспроизводимого сис
-
темой или громкоговорителем баса.
Например, небольшой сабвуфер мо
-
жет иметь нижнюю граничную частоту
40 Гц, тогда как у большого сабвуфера
эта величина достигает 16 Гц.
BBE (Barcus - Berry Electronics) —
система коррекции сигнала фирмы
Barcus – Berry Electronics, Inc; широ
-
ко используется в профессиональ
-
ном звукоусилении для восстановле-
ния правильных соотношений между
спектральными составляющими сиг
-
нала, чтобы максимально приблизить
звук к его исходному состоянию.
Bit Rate — количество бит цифрово-
го аудио- или видеосигнала, записы
-
ваемое на носитель или передавае
-
мое по линии связи за одну секунду.
Например, скорость цифрового по
-
тока “Dolby Digital” составляет 384
кбит/с (384 000 бит в секунду) или
448 кбит/с. Видеокодер MPEG-2 вы
-
рабатывает цифровой видеосигнал
с переменной скоростью цифрово
-
го потока, в среднем, примерно 3,5
Мбит/с (3,5 миллиона бит в секунду).
Чем выше скорость цифрового пото
-
ка, тем выше качество передавае
-
мого звука или изображения.
Brightness Signal — компонент ви-
деосигнала, несущий информацию о
соотношении черного и белого тонов
в изображении. Обозначается бук
-
вой Y. Наряду с компонентом яркости
в видеосигнале присутствует компо
-
нент цветности.
C
CVBS (Composite Video Blanking
Signal) — композитный видео сигнал
передается по одному сигнальному
проводу и содержит в себе следующие
компоненты: сигнал яркости, сигналы
синхронизации и сигнал цветности
(закодированные в один два цвето
-
разностных сигнала). Для подключе
-
ния композитного видео, как прави-
ло, используется разъем RCA.
Close Caption (субтитры) — данные,
являющиеся составляющей видео-
сигнала и подающиеся в декодер для
субтитров. С их помощью возможно
воспроизведение на экране субтит
-
ров для глухих или слабослышащих.
Close Caption отличаются от обыч-
ных субтитров тем, что это отклю-
чаемые субтитры (в России данный
сервис пока не применяется).
Component Video
(YPbPr) — тип ви-
деосигнала, в котором информация
о яркости и цветности изображения
разделена, для улучшения качества
изображения. В высокоразрешающих
ТВ (HDTV) используется изображение,
содержащее три сигнала: Y (люминес
-
центный), Pb и Pr (сигналы цветов).
Имеет неоспоримые преимущества
перед композитным или S-video сиг
-
налом. У высококачественных DVD-
плееров имеется компонентный вы
-
ход. Подавая такой видеосигнал на
видеодисплей с компонентным виде
-
овходом, можно получить великолеп
-
ное качество изображения.
Composite Video (см. CVBS)
Contrast — диапазон градаций яр
-
кости изображения между черным и
белым. controller - контроллер - дру
-
гое название А/В-предусилителя.
Crossover — устройство, разделя
-
ющее частотный спектр сигнала на
две или более частей. Встречается
практически во всех акустических
системах, а также в некоторых А/В-
ресиверах и контроллерах.
D
DDC (Data Display Channel) — канал,
предназначенный для связи между
дисплеем и источником графической
информации. Этот стандарт, утверж
-
денный VESA, - жизненно важное
звено для реализации технологии
plug-and-play.
DDC обеспечивает корректную на
-
стройку дисплея с помощью отде-
льной линии связи между дисплеем
и графическим контроллером ком
-
пьютера. Эта линия не проходит че-
рез схемы обработки изображения,
находящиеся в цифровом интер
-
фейсе того или иного типа. Дисплей
сообщает компьютеру, что он собой
представляет и что может отобра
-
жать. Благодаря этому графический
контроллер при загрузке настраива
-
ет дисплей на максимальное разре
-
шение.
Digital Signal Processing (DSP) — вы-
полнение над аудио/видеосигналами
в цифровой форме математических
операций и функций.
Digital Theater Systems (DTS) —
цифровой формат объемного звука,
использующийся в кинотеатрах и
некоторых системах домашнего ки
-
нотеатра. С точки зрения качества
звучания — лучшая альтернатива
формату Dolby Digital. DTS поддержи
-
вает как 5.1-канапьный, так и 6.1-
канальный варианты звука. Также
именуется DTS Surround Sound.
Digital-to-Analog Converter (DAC,
D/A) — устройство, преобразующее
цифровой сигнал в аналоговую фор
-
му. Такими устройствами снабжены
все проигрыватели лазерных дисков,
DVD- и CD-плееры, ресиверы DSS.
Direct Stream Digital (DSD) — метод
цифрового кодирования звука с при
-
менением однобитного квантования
и очень высокой частоты дискрети
-
зации. Разработан фирмами Sony и
Philips для формата Super Audio CD
(SACD).
discrete — (раздельный) дискрет
-
ный цифровой формат объемного
звука содержит 5.1 (5+1) каналов
звуковой информации, являющихся
абсолютно раздельными, в отличие
от матричных форматов, например,
Dolby Surround, где при записи или
передаче каналы «смешиваются».
Dolby Digital — 5.1-канальный циф
-
ровой формат звука, используемый
в кинотеатрах, на сегодня самый
популярный формат бытовой виде
-
озаписи, в основном применяется в
DVD и HDTV.
Dolby Pro Logic — разновидность
декодера Dolby Surround с улучшен-
ными характеристиками по сравне
-
нию со стандартным декодером. В
частности, Pro Logic имеет лучшее
разделение каналов и выход цент
-
рального канала. Поступающие на
вход два цифровых сигнала, коди
-
рованные в Dolby Surround, декодер
Dolby Pro Logic разделяет на сигналы
левого, центрального, правого кана
-
лов и канала окружения. Почти все
AV-ресиверы и процессоры оснаще
-
ны системой Dolby Pro Logic.
Dolby Surround — формат кодиро-
вания звукового сигнала, при кото
-
ром четыре звуковых канала (левый,
центральный, правый и тыловой)
объединяются в два канала с пос
-
ледующей передачей или записью.
При воспроизведении декодер Dolby
Surround (или Dolby Pro Logic) восста
-
навливает исходные четыре канала.
Downmix Converter — устройство
уменьшения числа каналов — схе
-
ма, используемая в DVD-плейерах
для преобразования цифрового
5.1-канального звукового формата
Dolby Digital в двухканальный сигнал
Dolby Surround. Эта схема позволяет
слушать стереозвук даже при отсутс
-
твии декодера Dolby Digital.
DSD — см. Direct Stream Digital.
DSP — см. Digital Signal Processing.
DTS (Digital Theater System) — сис
-
тема многоканальной записи звука
со сжатием меньшим, чем в Dolby
Digital, что обеспечивает лучшее по
сравнению с ней качество звука.
DVD (Digital Versatille Disk, или циф
-
ровой универсальный диск) — диск
для хранения большого количества
информации (до 17 Gb) на относи
-
тельно небольшом носителе (120
мм). Так как объем диска позволяет
записать на него полноценный виде
-
оряд с звуковым сопровождением,
основное направление использова
-
ния дисков на данный момент - за
-
пись кинофильмов.
DVD-audio — диск формата DVD, со-
держащий цифровую многоканаль
-
ную фонограмму или двухканальный
цифровой звук с высокой частотой
дискретизации и большой разряд
-
ностью отсчетов (до 24бит/192кГц).
DVI (Digital Visual Interface) — цифро-
вой видеоинтерфейс.
Dynamic Range Compressor — схе-
ма, которая встречается в некото
-
рых ресиверах и предварительных
усилителях, оборудованных декоде
-
ром Dolby Digital; предназначена для
уменьшения динамического диапа
-
зона. Такой компрессор понижает
уровень громкости на пиках и уве
-
личивает громкость тихих сигналов.
Полезен, например, в вечернее
время, когда вы не хотите беспоко
-
ить членов вашей семьи громким
звуком и в то же время хотите ясно
слышать «тихие места».
H
HD DVD (High Definition Digital Visual
Disc) — DVD-диск высокого разре-
шения (один из форматов).
HDTV (High Definition Television) —
новая цифровая система передачи
видеосигнала, внедрение которой
началось в Северной Америке и Япо
-
нии в 1998 году. Планируется к 2050
году в HDTV перевести практически
все телевидение мира.
Hi-Fi — аббревиатура от High Fidelity
(высокая верность). В аудио- и виде
-
отехнике понятие, означающее высо
-
кое качество записи и воспроизве
-
дения звука. Так называют и способ
записи звука высокого качества,
который используется в некоторых
видеомагнитофонах. Такие аппа
-
раты воспроизводят превосходный
звук, - его качество гораздо выше,
чем при воспроизведении обычных
звуковых дорожек формата VHS.
High Definition television — см.
HDTV.
Horizontal Resolution — количество
минимальных элементов изображе-
ния (линий), которое видеомонитор
способен воспроизводить в каждой
горизонтальной линии изображения;
или общее количество видеоинфор
-
мации, содержащейся в одной го
-
ризонтальной линии видеосигнала
источника. Например, формат ви
-
деозаписи VHS обладает горизон
-
тальным разрешением 240 линий,
лазерный диск - 480 линий, DVD обес
-
печивает 500 линий, а максимальное
разрешение HDTV - 1080 линий.
L
LCD
(Liquid Crystal Display) — жид-
кокристалический (ЖК) дисплей. Ус
-
тройство отображения изображения
или текстовой информации, в кото
-
ром массивы из жидких кристаллов
пропускают либо задерживают свет в
зависимости от сигнала управления.
LCD projector — проектор, постро
-
енный на трех жидкокристалличес-
ких панелях и источнике света в виде
лампы накаливания.
Letterbox — изображение, получае
-
мое в результате передачи широко
-
экранного кино по обычному теле
-
видению: оно располагается между
черными полосами сверху и снизу.
M
MPEG-1 video compression — метод
кодирования цифрового видеосигна
-
ла, при котором число битов, необхо-
димых для его представления, понижа
-
ется до 1,4 Мбит/с. Может обеспечить
лишь низкое качество изображения.
MPEG-2 video compression — более
высококачественная по сравнению
с MPEG-1 версия метода сжатия. Ис
-
пользуется в DSS и DVD.
MPEG-4 (Motion Picture Expert Group 4)
«Группа киноэкспертов» (организация,
разрабатывающая форматы сжатия
видеоинформации, MPEG-4 — один из
форматов).
Глоссарий
LTA-20E304MT_new.indd 20 02.03.2007 15:25:45